Педагог сельской школы Мядельского района — о креативных способах мотивации к учебе и слагаемых успеха

Теорию отвечать не у доски, а... в теплице

Уроки биологии и химии в Занарочской средней школе Мядельского района похожи на мини-спектакли, школьники материал усваивают на ура, профессии выбирают аграрные

Есть на свете профессии, определяющие будущее каждого человека. Учителя, педагоги, наставники… Именно от их мастерства и таланта в большой степени зависит, насколько эффективно усвоят знания школьники, какими людьми вырастут. Учитель химии и биологии Занарочской средней школы Мядельского района Казимир Завадский знает, как пробудить в детях интерес к познанию мира, желание делать открытия, совершенствоваться, быть лидером. А использует для этого креативные приемы. Например, уроки проводит в поле, на фоне выкопанных картофеля и моркови.

Фото pixabay

О профессии педагога он мечтал с детства. Хотя и рос не в учительской семье, но его привлекал мир знаний, открытий. Учась в десятом классе, над выбором, куда поступать, долго не раздумывал. Успешно сдал экзамены, с первой попытки стал студентом факультета естествознания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. После его окончания вернулся на малую родину. Об этом и многом другом говорим с Казимиром Валерьевичем в фойе Занарочской средней школы, наполненной звонкими детскими голосами. 

Проходим на школьный огород, где Казимир Валерьевич иногда проводит уроки. 

— Когда в СШ организовали учебно-производственный комплекс, уроки по овощеводству под открытым небом были обязательны для всех учеников старших классов, — рассказывает педагог. — С появлением в нашем учебном заведении профильного агрокласса овощеводство перекочевало в его программу. Так что теперь, особенно в сезон уборки урожая, учащиеся идут отвечать теорию не у доски, а у теплицы или на фоне горы выращенных и выкопанных своими силами картофеля, моркови. 

Агрокласс в Занарочской средней школе открыт впервые. В нем обучаются три десятиклассника: Владимир Катлярчук, Александр Пантюхов, Валерия Говорушко. Все хотят связать свое будущее с сельским хозяйством. 

Впрочем, кто-то из школьников то ли в шутку, то ли всерьез признается: в планах сразу после окончания вуза занять должность председателя успешного хозяйства. Педагоги здоровые амбиции не усмиряют: главное — не погасить стремление детей стать настоящими профессионалами. 

— Мотивация к учебе очень важна, — отмечает Казимир Валерьевич. — Современные выпускники задают себе вопрос: «Зачем мне нужна та или иная профессия?» Для ребят помладше важна наглядность, поэтому моя задача — дать им больше фото-, видеоматериала. Старшеклассники, изучая такой сложный предмет, как химия, должны четко понимать, в каких профессиях эта наука может им пригодиться. Рассказываю также и о химических предприятиях, где можно в дальнейшем работать, даже привожу примеры, на какую зарплату рассчитывать. Для молодого поколения это очень важный аспект при выборе профессии. 

По словам Казимира Валерьевича, он и сам когда-то выбрал в качестве профильных химию и биологию, потому что его наставник по этим предметам был настоящим волшебником. Благодаря умению Чеслава Викентьевича Харевича буквально влюблять в химию многие ученики стали врачами, агрохимиками. И сегодня для Казимира Завадского любимый педагог — пример.

Несмотря на то что химию для сдачи централизованного экзамена выбирает лишь 15 процентов от общего количества выпускников, нужно стараться увлечь предметом всех учащихся, дать необходимые знания, отмечает педагог: 

— Ведь химия — это не только формулы. Из моих наблюдений: изучая такой непростой предмет, дети становятся более организованными, прилежными, аккуратными, учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять. А эти навыки необходимы каждому, кто желает достичь успеха. Вот и стараюсь творить для ребят на уроках настоящее волшебство:
проводим опыты, используем микроскопы. Однажды так увлеклись, что, кроме луковой шелухи, успели рассмотреть даже мякоть банана и воду из лужи, постоявшей в тепле. Как же удивились дети, впервые увидев микробы! Живые эмоции и создают основу для вовлечения в учебный процесс. 

Заходим в учебный класс. И сразу поражает тишина: учащиеся сосредоточенно повторяют заданный на дом параграф.

— В классе высокая дисциплина? — интересуюсь у Казимира Валерьевича.

— Над этим вместе работаем и уже к старшим классам разговариваем на уроке как взрослые люди, на равных. Мои ученики знают: задание должно быть выполнено. Если у кого-то с первого раза не получается, помогаем всем классом, повторяем, что не удалось быстро усвоить. 

Казимир Валерьевич отмечает: ученикам помладше, чтобы заинтересовать их предметом, надо больше заданий для исследований, опытов. Практической работой, говорит, можно вытянуть на уровень отличника даже отстающего ученика. Главное — терпение и индивидуальный подход. 

Наработки педагог представлял на районных конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» в 2017 и 2023 годах и вошел в число лучших представителей своей профессии в Мядельском районе.

— На конкурсе получил педагогический опыт и эмоции, — признается педагог. — В 2017-м выиграл районный этап и успешно сдал на первую категорию. Участие в профессиональном состязании в нынешнем году было для меня не менее важным. На суд жюри представлял работу об использовании в учебном процессе интерактивных технологий для повышения мотивации школьников при изучении химии. 

Впрочем, педагогика и работа в школе принесли Казимиру Завадскому не только успех в карьере, но и семью подарили. 

— Встретился с будущей женой и влюбился с первого взгляда, — рассказывает собеседник. — На тот момент был молодым специалистом, а Дарья — учащейся одиннадцатого класса. Когда она поступила в университет и поехала в столицу, бросил все — и за ней. Пока Дарья училась, работал в столичной школе. Когда моя избранница получила диплом, мы уже вдвоем приехали на родную Мядельщину, в Занарочь. Теперь Дарья Михайловна работает логопедом. 

— Дома о школе говорите? — интересуюсь у Казимира Валерьевича.

— Конечно! Ведь профессия педагога круглосуточная и многоаспектная. В ней не бывает мелочей, все имеет значение! 

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter