Теория октановых чисел

Человечество стремительно бежит вверх по лестнице потребления традиционных энергоресурсов, хотя и знает, что количество ступенек на данной лестнице ограничено...
Гениальный О.Бендер, помнится, рассчитывался за бензин своими неиссякаемыми идеями. Простые же смертные, заправляя собственные средства передвижения, платят рублем, долларом, евро и прочими дензнаками. Платят всё больше, так как суммы на прайсах АЗС по всему миру растут. Очевидно, что за изменениями светящихся цифр стоят события, развернувшиеся на мировом рынке нефти. Что же там происходит, и как мировые коллизии отражаются на нашей стране?

Человечество стремительно бежит вверх по лестнице потребления традиционных энергоресурсов, хотя и знает, что количество ступенек на данной лестнице ограничено. Впереди всех в этой гонке, конечно, Америка (почти треть мирового потребления нефти на сегодняшний день), за ней, наращивая темп, по пятам следует Китай (поставивший, кстати, своей целью создание стратегического нефтяного резерва в 100 млн. баррелей — по примеру США), далее следуют ЕС и Индия, за ними — все остальные.

Увеличение потребления, вызванное экономическим ростом в среде основных потребителей, повышает спрос, а следовательно, и цены. Нефтяной картель ОПЕК снимает со сложившейся ситуации пенки, сливки и прочую сметану. Цены за баррель сырой нефти (7,5 барреля — 1 тонна) этим летом на торгах в Нью–Йорке преодолели сначала отметку в 60 долларов, а затем в 62, установив новый ценовой максимум. Здесь, правда, не стоит заблуждаться: нынешние рекорды — номинальные, поскольку в 1981 году во время глобального нефтяного кризиса за баррель нефти с учетом инфляции давали 90 «сегодняшних» купюр с изображением Дж.Вашингтона. С другой стороны, по мнению авторитетных экспертов, то ли еще будет! Ведь могучий Китай, самый быстрорастущий среди основных потребителей нефти, пока не насытился. К тому же этим летом по отраслям нефтедобычи и нефтепереработки некоторых стран прокатилась волна ЧП (пожары на американских нефтеперерабатывающих заводах и на нефтяной платформе в Аравийском море, ураган в Мексиканском заливе...). Последствия от указанных факторов вкупе с некоторыми другими могут, по мнению аналитиков, догнать цены до символической отметки в 100 долларов за баррель. Возникает резонный вопрос: а что дальше?

Глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, чьи «пророчества» имеют склонность сбываться, полагает, что нестабильность на мировом нефтяном рынке может сохраниться в течение какого–то времени, но в итоге высокие цены на топливо создадут условия для использования альтернативных источников энергии и снижения его потребления. Впрочем, не надо быть докой в экономике, чтобы вслед за мистером Гринспеном прийти к выводу — сокращение аппетитов и внедрение энергосберегающих технологий при росте цен на «черное золото» неизбежно. Ведь количество дензнаков, в отличие от количества идей, всегда лимитировано. В то же время, когда закончится период «топовых» цен на нефть и продукты переработки, точно сегодня не знает даже м–р Гринспен. Ведь если сами цены меняются со скоростью обычной кинохроники, то процесс перехода на новые экономичные технологии — это как замедленное покадровое воспроизведение. Не пересядешь же, к примеру, с «прожорливого» американского автомобиля в экономичный японский в одночасье, как и не запустишь в один день по всей Европе недавно испытанные «Эйр–басы» А–380, расходующие на одного пассажира меньше топлива, чем малолитражный автомобиль.

Что же касается воздействия ценовой конъюнктуры на нашу страну, то здесь имеются следующие соображения. Повлиять на нефтяные цены, а следовательно и на бензиновые, мы не можем, поскольку Беларусь не является ни крупным добытчиком энергетического сырья, ни крупным импортером. Поэтому нашим автомобилистам со всей ответственностью скажу: ребята, готовьтесь психологически, в ближайшие год–два бензин будет дорожать (пока, по моим наблюдениям, цены на наших АЗС с конца марта выросли соответственно: за 1 литр дизтоплива — на 30 рублей, А–92 — на 40 рублей и А–95 — на 50).

Вместе с тем «у природы нет плохой погоды». То, что бьет по карманам потребителей (в данном случае владельцев средств передвижения), одновременно благотворно сказывается на экономике страны в целом. Поскольку сложившаяся конъюнктура играет на руку нашим ориентированным на экспорт нефтеперерабатывающим заводам. В ЕС бензин нынче стоит около 1,2 евро, в то время как прошлогодним летом его цена составляла 1 евро. Даже с учетом недавнего падения европейской валюты довесок получается приличный. Доходы наших НПЗ растут. Наполняется бюджет, и это, как известно, позволяет осуществлять социальные программы. Поэтому, резюмируя, можно сказать, что плюсов от нынешнего нефтяного бума для нас больше, чем минусов. Нынешняя «погода» хороша.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter