О проблемах и подходах практико-ориентированного обучения в аграрных вузах

Теория хороша, когда она мощно подкрепляете практикой

• К чему готовиться абитуриенту аграрного вуза?

• Отвечают ли учебные базы сельхозвузов современным запросам?

• Под силу ли вчерашнему выпускнику наладить работу в отстающем хозяйстве?
ПОДХОДЫ в практико-ориентированном обучении в аграрных вузах обсудили в конференц-зале «СГ» теоретики и практики. За «круглым столом» собрались: начальник главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир САМСОНОВИЧ, проректор по учебной работе Гродненского государственного аграрного университета Александр СВИРИДОВ, проректор по учебной работе и производству Белорусского государственного аграрного технического университета Николай ВОРОБЬЕВ, начальник учебно-методического управления Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Олег ПОДДУБНЫЙ, декан факультета ветеринарной медицины Витебской государственной академии ветеринарной медицины Евгений ЮШКОВСКИЙ, директор Республиканского унитарного экспериментально-опытного сельскохозяйственного предприятия «Восход» Управления делами Президента Республики Беларусь Виктор СУЛИМ.

Владимир САМСОНОВИЧ
Александр СВИРИДОВ Николай ВОРОБЬЕВ
Олег ПОДДУБНЫЙ Евгений ЮШКОВСКИЙ Виктор СУЛИМ
«СГ»: — Судьба успешного специалиста начинается уже с этапа отбора будущего студента. Чтобы по окончании в хозяйство пришел молодой специалист, который не только владеет необходимым уровнем знаний, но и способен быстро вникнуть в само производство. Что делают для этого вузы?

В. САМСОНОВИЧ: — Современный специалист — это тот, которого после окончания вуза не надо доучивать. И, придя на работу в хозяйство, он будет иметь в багаже не только теоретические знания, но и навыки практической работы, опыт внедрения технологий и новой техники в производство. Такой специалист должен включаться в рабочий процесс с ходу, сразу видеть, по каким направлениям ему необходимо развиваться дальше.

Для этого мы перешли на систему практико-ориентированной подготовки. Благодаря ей с 2013 года внедрены в учебный процесс образовательные стандарты и учебные планы по специальностям сельхозпрофиля. В соответствии с ними уменьшены сроки обучения до 4,5 года (кроме специальности «Ветеринарная медицина») и увеличено в среднем с 56 до 69 процентов учебное время на практическую подготовку.

В действии — трехуровневая система. На первом этапе — учебные практики на 1—2-м курсах в учебных и учебно-опытных хозяйствах самих вузов. На втором — студенты 4—5-го курсов проходят их в базовых сельскохозяйственных организациях. На третьем — преддипломная практика по месту будущей работы. Дипломный проект затем готовится по проблемному направлению конкретного производства. Это позволяет будущему молодому специалисту, приходя в хозяйство, знать не только его специфику, но и людей, с которыми нужно будет работать.

«СГ»: — Какими ресурсами располагают аграрные вузы для подготовки квалифицированных специалистов?

В. САМСОНОВИЧ: — Государство выделяет деньги на покупку современной техники, узлов, агрегатов и другого оборудования. Материально-техническую базу наших вузов не стыдно показать зарубежным делегациям. Например, в БГАТУ имеется выставочный павильон, где представлена и отечественная, и импортная сельхозтехника. Кроме того, с 2008 года все опытные образцы, которые разрабатывались в рамках государственных научно-технических программ, передаются в вузы. То есть еще до серийного выпуска есть возможность их изучить.

«СГ»: — Насколько мне известно, зооветеринарный профиль не очень популярен у абитуриентов. Что предпринять, чтобы выпускники не уходили работать в городские ветклиники?

Е. ЮШКОВСКИЙ: — Не совсем соглашусь. По уровню оплаты труда ветеринарные врачи, если брать в расчет другие страны, далеко не на последнем месте. И у нас во многих хозяйствах эти специалисты имеют достойную заработную плату и хорошие условия труда. Потребность в них сохраняется: заявок на распределении, как правило, больше, чем выпускников. Другой вопрос — некоторые просто предпочитают лечить домашних животных в городе. Но если идет речь об отработке, молодой специалист обязан ехать по месту распределения. В этом случае разнообразные материальные стимулы (в частности, доплаты), обеспечение служебным жильем, чтобы молодой человек мог задуматься о том, как закрепиться на селе, предусмотрены.

«СГ»: — Владимир Алексеевич сказал о программах, которые введены с 2013 года. Евгений Александрович, а как, в частности, на вашем факультете усилилась за это время практико-ориентированная составляющая?

Е. ЮШКОВСКИЙ: — Продолжительность производственной практики увеличилась до 22 недель. При кафедрах созданы филиалы в близлежащих передовых хозяйствах, куда направляются студенты 3—5-го курсов. Есть филиал на мясокомбинате, где можно работать с животными, производственная практика в базовых хозяйствах, где возможно изучить современные технологии.

О. ПОДДУБНЫЙ: — В академии тоже есть несколько уникальных учебных объектов. Например, школа-ферма оснащена пятью типами доильного оборудования и имеет более 120 элементов современных технологий содержания скота. Есть рыбоводный комплекс по интенсивному выращиванию молоди лососевых рыб, два молочно-товарных комплекса, поля... К тому же в базовых хозяйствах организовано 15 учебных научно-производственных центров. С тремя из них — «Ждановичи», «Снов» и «Дзержинский» — есть договоренность, что за 2—3 недели до окончания практики студента закрепляют на 2—3 дня за каждым главным специалистом. Несмотря на то что он, скажем, будущий зоотехник, два дня знакомится и изучает особенности и технологии с агрономом, два дня — с главным инженером и так далее. За эти пару недель знакомится с работой хозяйства, начинает понимать взаимосвязь всех производственных процессов.

«СГ»: — Количество часов, отводимых на это, тоже увеличилось?

О. ПОДДУБНЫЙ: — Средняя продолжительность производственной практики — 24 недели, или 6 месяцев, а по специальностям «Агрономия» — 29 недель, «Зоотехния» — 26 недель, «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» — 27 недель.

Анкетирование студентов после практики показывает: 70 процентов удовлетворены ею. В прошлые годы этот показатель был меньше.

«СГ»: — Могут ли вчерашние студенты, сегодняшние выпускники, сразу после вуза возглавить хозяйство? Под силу ли это им?

В. САМСОНОВИЧ: — Я считаю, что нет. Нельзя, миновав ступень работы специалистом, идти в руководители. Мы уже в этом убедились. Провели несколько лет назад такой эксперимент: из числа студентов БГАТУ были отобраны и подготовлены будущие руководители хозяйств, которые после окончания вуза возглавили сельскохозяйственные организации в Минской области. Их обеспечили жильем, дали доплаты, новые служебные автомобили. Однако эксперимент не удался. Многие из них вообще ушли из отрасли. Потому что, как бы тебя ни готовили в вузе, ты должен постичь азы профессии на практике, понять, как применить полученные знания. Нужно научиться найти общий язык с дояркой, агрономом, механиком, понимать задачи, которые ставит руководство. А вот после двух-трех лет работы по специальности и стажировки у опытного руководителя передового хозяйства — другое дело: может вырасти крепкий руководитель, организатор сельскохозяйственного производства.

А. СВИРИДОВ: — Выпускники нашего вуза могут организовать производство на должном уровне и активно его развивать. Мы готовим высококвалифицированных специалистов, которые понимают, что делать на производстве. Сельхозорганизации Гродненской и Брестской областей — признанные лидеры по производству продукции растениеводства и животноводства. Именно в этих хозяйствах в основном работают наши выпускники.

Но если организация попала в сложное финансовое положение, обременена долговыми обязательствами перед банками, для таковой готовим антикризисных управляющих. Для решения этих проблем нужны не технологи, а специалисты другой квалификации. Проблема, которую они решают, чисто экономическая. Но при определенной подготовке и агроном, и зоотехник могут справиться.

«СГ»: — Интересно, а эффективны ли студенческие обмены и практическое обучение за рубежом?

А. СВИРИДОВ: — Вполне. Но отправлять студентов на всю практику за рубеж, на наш взгляд, не совсем правильно. Поэтому мы организовываем ее так, чтобы 1—1,5 месяца они изучали технологии ведения производства в наших хозяйствах, а уже потом уезжали в фермерские хозяйства других стран. В университете около 40 студентов каждый год могут пройти стажировку по подобным программам, и конкурс для поездки за рубеж постоянно растет.

Важно при этом и совершенствование знаний иностранного языка. После обучения за границей студенты свободно владеют разговорным польским, немецким или английским. На мой взгляд, это хорошая перспектива.

«СГ»: — Будем смотреть правде в глаза: иногда в аграрные вузы поступают абитуриенты с невысоким баллом. Как вы можете прокомментировать ситуацию?

А. СВИРИДОВ: — Главное здесь — мотивация студента, желание учиться, стремление приобрести знания по осознанно избранной специальности. Такие студенты ко 2—3-му курсам показывают более высокие результаты по сравнению со слабо мотивированными, хотя они и окончили школу с более высокими баллами. Поэтому профориентационную работу мы проводим в первую очередь в сельских школах.

В. САМСОНОВИЧ: — Не забывайте, что у нас до 60 процентов набора отведено на целевиков. Сельхозорганизации как заказчики кадров имеют возможность подбирать себе профессионально ориентированную молодежь, направлять на обучение. Известен опыт бывшего руководителя ОАО «Беловежский» Юрия Мороза, который приезжал в аграрные учреждения образования для отбора будущих специалистов из числа студентов-платников старших курсов из Каменецкого, Березовского и других близлежащих районов. Предлагал им обучение за счет хозяйства и гарантию обеспечения жильем. Приезжает специалист в хозяйство — комната в общежитии. Приезжает с женой — квартира или дом. С такими студентами во время учебы дополнительно проводятся занятия по актуальным проблемам хозяйства.

«СГ»: — Если рассмотреть практико-ориентированные подходы к образованию с точки зрения обучения специалистов по НИСПО — непрерывной интегрированной системе профессионального обучения, по-моему, она очень эффективна.

Н. ВОРОБЬЕВ: — Как представитель тех студентов, которых готовили по этой системе, могу однозначно сказать: симбиоз, который образуется в треугольнике «школа—ссуз—вуз», очень действенный. Колледжи в большинстве своем имеют учебные хозяйства. Там много практики. Выпускники ссузов обладают конкретным опытом. И переходя с этой ступеньки на уровень вуза, накопленный объем знаний обобщается. При этом выпускник аграрного вуза просто обязан владеть рабочей профессей. К примеру, получить удостоверение водителя или, скажем, тракториста-машиниста. Чтобы он сам смог сесть за руль и понимать, как правильно ставить задачи механизатору или механику, как их контролировать.

А. СВИРИДОВ: — В вузе студенты получают хорошую теоретическую базу. Чаще всего абитуриенты из колледжей — это жители села. Они с детства знакомы с сельским трудом, и им гораздо легче адаптироваться к условиям аграрного производства. На протяжении пяти лет мы проводим мониторинг закрепляемости выпускников нашего университета. Результаты объективно показывают: ребята, окончившие университет по системе НИСПО, намного лучше закрепляются.

Н. ВОРОБЬЕВ: — На выпускников колледжей как раз и должна быть нацелена профориентация. Потому что выбор профессии — осознанное решение таких ребят. Но и среди тех, кто окончил среднюю школу, особенно сельскую, есть ребята настолько глубоко понимающие производство, что просто удивляешься. Объясняется это тем, что они живут жизнью хозяйств: участвуют в посевной, уборочной, им все это очень интересно.

В. САМСОНОВИЧ: — Сегодня нам никто не запрещает брать в аграрные вузы хоть 100 процентов выпускников колледжей. Но мы смотрим на реальную картину: и среди бывших учащихся аграрных колледжей могут быть те, кто ошибся с выбором профессии.

В. СУЛИМ: — Мне лично посчастливилось пройти через систему НИСПО. Сначала закончил Смиловичский колледж, потом ветакадемию. Выбирал, где сложнее учиться, где более строгий профессорско-преподавательский состав. И ни секунды не пожалел. Получил замечательную практику. Когда пришел на производство, понял, что все было не зря.

«СГ»: — Виктор, а вам как успешному агроменеджеру не предлагают почитать лекции для студентов?

В. СУЛИМ: — Почему нет? Поделюсь своим опытом, услышу актуальные вопросы, которые интересуют сегодня людей. Мне как-то довелось выступать на международной конференции. Не перед студентами, а перед профессионалами. Отвели время на доклад — 20 минут. Но в итоге беседа длилась полтора часа. И потом весь вечер еще люди ко мне подходили, спрашивали. То есть это общение обоюдовыгодное: я что-то рассказал, от них услышал полезное. Это развивает.

Однажды за границей познакомился с руководителем, у которого интересный принцип работы: он не продлевает контракт со специалистами, которые за год не прошли бы переобучения, не побывали на всевозможных семинарах и форумах. Значит, знания работника застыли на месте. Поэтому важно постоянно заботиться об уровне знаний кадров, которые не только приходят, но и работают давно.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter