За что штрафуют комбайнеров и что происходит, когда сторож спит

Тенты и темпы

Корреспондент «СГ» вместе с сотрудниками ГАИ подежурила на проселках и полях Пуховичского района


В разгар уборочной кампании на дорогах как никогда много сельхозтехники. Изматывающие графики работы, напряжение — не повод, чтобы нарушать закон. Несколько лет назад из-за неисправности световых приборов комбайнов на Минщине случились серьезные аварии. Сейчас повышенная готовность у всех служб, в том числе и у стражей порядка. Вместе с экипажем ГАИ — старшим госавтоинспектором ОГАИ Пуховичского РОВД Павлом ЧИЖОВЫМ и инспектором ДПС того же райотдела Владимиром МИГУЦКИМ — корреспондент «СГ» подежурила на дорогах и полях Пуховичского района.


Старший госавтоинспектор ОГАИ Пуховичского РОВД Павел ЧИЖОВ проверяет документы у водителя Руслана СИДОРЕНКО

Суточное дежурство экипажа начинается в восемь утра, за смену они успевают проверить около 40—50 транспортных средств. Довольно долго нарушений выявить не удается — от водителей спиртным не пахнет, в порядке документы. Однако около одиннадцати утра через деревню Седча держит путь в поле зерноуборочный комбайн КЗС-7. Механизатору ООО «Ярусово» под пятьдесят, на предложение предъявить документы реагирует спокойно. Но выясняется, что техосмотр его машина не прошла. Комбайнеру выписывают штраф — 21 рубль, или одну базовую величину. В последние четыре года за нарушения ПДД к ответственности его не привлекали — и на тебе! Однако инспектора принципиальны, ведь от технического состояния агрегата зависит прежде всего здоровье самого механизатора, а также других водителей и пешеходов. Кстати, в ответе за прокол не только он — главному инженеру хозяйства штраф назначен в четыре раза больший — 4 базовые величины.

Говорят, есть закон парных случаев. И действительно, в скором времени в деревне Бор Павел Чижов останавливает МТЗ, за рулем — тракторист ОАО «Агросимвол». Техосмотра нет — значит, и водителю, и главному инженеру придется отвечать рублем за нарушение.

— Отсутствие техосмотра, — самое частое правонарушение среди водителей-аграриев, — комментирует капитан. — Очень часто это объясняют финансовыми трудностями предприятия. В то же время пьяных стало в десятки раз меньше. В последние годы задержать нетрезвого комбайнера — большая редкость, ведь это угроза лишения прав. А люди держатся за работу.

Буквально за день до приезда журналиста пуховичские милиционеры при проверке выяснили, что у комбайнера одного из хозяйств нет удостоверения тракториста-машиниста. Оказывается, он отучился по специальности, но не сдал экзамен. Выписали штраф в пять базовых величин, однако по этой статье можно схлопотать и 20 базовых величин, предупреждает инспектор. Руководитель хозяйства, посадивший за руль молодого парня без корочки, оправдывался тем, что работать некому.


Госавтоинспекция помогает аграриям провести уборочную без происшествий

Госавтоинспектора контролируют ситуацию не только на дорогах: как и другие сотрудники милиции, вместе с коллегами из МЧС, профсоюзных организаций, местной властью проверяют ночью, как организована охрана зернохранилищ и складов.

— Бывает, что сторож даже не выходит из своего закутка, днем только открывает-закрывает ворота, а ночью не обходит территорию, — перечисляет нарушения капитан милиции. — Плохое освещение на зерноскладах, нет запоров на воротах — все это создает предпосылки для краж, которые мы должны предотвратить.

Впрочем, такая картина далеко не во всех хозяйствах. Ближе к вечеру мы побывали на зернотоку в деревне Голоцк. Водитель Руслан Сидоренко за баранкой с семи утра, даже пришлось оформить вторую путевку, когда прошло 12 часов, чтобы не нарушать законодательство. Владимир Мигуцкий интересуется, как самочувствие. Кстати, этот вопрос участники рейда задавали каждому шоферу и комбайнеру — нагрузки у них немаленькие. Мы проверили четыре машины с зерном подряд — документы в порядке. Некоторые водители нервничали — зачем задерживаете, во время страды дорога каждая минута. Впрочем, большинство относилось с пониманием. К примеру, в поле у комбайнера ОАО «Голоцк» Александра Рассолько, который первым в хозяйстве намолотил в этом году тысячу тонн зерна, вполне бодрый вид и уверенность в себе. Его коллега Виктор Гордиенко, второй по результату на момент нашего рейда,  намолотил уже 1300 тонн. Интересуется у инспектора ДПС, обязательно ли каждый раз накрывать зерно в машине тентом, ведь из-за этого темп работы замедляется.


Механизатор ОАО «Голоцк» Виктор ГОРДИЕНКО уточняет трактовку правил у инспектора ДПС Владимира МИГУЦКОГО

— Все зависит от дороги и погодных условий. А если в двух километрах от поля водитель попадет под ливень? — резонно настаивает тот на соблюдении требований. Приходится согласиться. На безопасности лучше не экономить.

С 1 августа на территории республики начался месячник безопасности в сельском хозяйстве.

Госавтоинспекция усилила надзор за соблюдением водителями (механизаторами) сельхозорганизаций правил дорожного движения, проводит рейдовые мероприятия и профилактические беседы. Начиная с июля милиционеры уже обследовали более 6 тысяч транспортных средств, занятых на уборке урожая. Выдано порядка 150 предписаний должностным лицам. Кроме того, госавтоинспектора выявили более 50 грубых нарушений ПДД водителями и механизаторами сельхозпредприятий.

По данным начальника управления надзора и профилактики МЧС Владимира Рафальского, в нынешнем году, по сравнению с аналогичным периодом минувшего количество пожаров на объектах АПК снизилось на 20 процентов.

yasko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter