Тенор, поющий баритоном

Выпускник минской академии музыки, ведущий солист питерской "Мариинки" Владимир Мороз готов попробовать себя на эстраде

Выпускник минской академии музыки, ведущий солист питерской "Мариинки" Владимир Мороз готов попробовать себя на эстраде


Международный музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей" в Мариинском театре завершается премьерой знаменитой оперы Бенджамина Бриттена "Сон в летнюю ночь" по комедии Шекспира. Одну из партий в ней исполняет солист "Мариинки", лауреат престижных международных конкурсов Владимир Мороз.


- Считаю эту постановку настоящим подарком, - сказал певец корреспонденту "СОЮЗа". - Прекрасный сюжет Шекспира, великолепная музыка. Есть где проявить себя исполнителям.


- У вас не самая большая роль - Деметрия. Не обидно?


- Что вы, у меня прекрасная роль. Каждую из групп персонажей (влюбленные, эльфы и феи, ремесленники) Бриттен наделил неповторимым музыкальным языком. Так что есть где проявить себя и мне, баритону. С удовольствием работал с режиссером Клаудией Шолти. Она талантливый человек, и что немаловажно - спокойный. И, конечно, особое настроение всей постановке задает маэстро Валерий Гергиев. Работа с ним для меня всегда настоящий драйв.


- Знатоки оперы говорят о вас: "тенор, поющий баритоном"...


- Эту шутку придумали мои поклонники после "Мистерии апостола Павла". Сложнейшее произведение, титаническая музыка. Приходилось брать ноты от бас-баритона до тенора и наоборот. Для многих обладателей баритона это настоящий вызов. Но у меня от природы очень широкий диапазон голоса. Больше двух с половиной октав. Благодаря чему удалось успешно справиться с "Мистерией".


- Владимир, а вы помните, когда в первый раз публично запели?


- Я рос в семье, где было принято домашнее музицирование. Звучит несколько старомодно, но это были лучшие минуты детства. Родился я в небольшом белорусском городе Речице. Он ровесник Москвы, стоит на высоком берегу Днепра недалеко от границы с Украиной. Места чудные. В нашей семье тесно переплелись корни русских казаков и белорусских крестьян. Пели, насколько я помню, оба мои дедушки, дядя, родители, брат. С ними с раннего детства пел и я. По примеру дедушки выучился играть на баяне. Петь учился поначалу на виниловых пластинках. У нас дома их было немало - записи лучших мировых опер, знаменитых певцов. Так что можно сказать, сформировали меня как певца культурная среда семьи и пластинки. И, конечно, мой педагог в Белорусской академии музыки профессор Анатолий Михайлович Генералов. Когда я поступил к нему в класс, он был уже очень пожилым человеком, за 70 лет. Но и в этом возрасте как пел!.. Обладая драматическим баритоном, с легкостью доходил до теноровых нот. Показывал студентам, как петь каватину Фигаро. Анатолий Михайлович оканчивал Московское училище им. Гнесиных, учился у профессора Адена, который, в свою очередь, был учеником знаменитого итальянского певца Гандольфи, славившегося удивительной по совершенству техникой.


- Еще студентом вы стали солистом минской оперы. Не рано для оперного исполнителя?


- Подобный опыт важен как раз для становления. А после того как выступил на Международном конкурсе вокалистов Елены Образцовой в Петербурге, получил приглашение стажироваться в Академии молодых певцов Мариинского театра, где под руководством Ларисы Абисаловны Гергиевой участвовал во многих интересных проектах. К 26 годам исполнил немалую часть мирового репертуара, написанного для баритона.


- Почему не участвуете в концертах? Многие оперные звезды сейчас активно выходят на эстраду. Скажем, ваша коллега по "Мариинке" Анна Нетребко. Ее дуэт с Филиппом Киркоровым наделал в свое время много шума, популярность Анны вышла далеко за пределы классической музыки. Да и Киркоров явно выиграл от дуэта с оперной дивой.


- Всегда исходил из того, что опера - это для певца некая вершина. Все остальное не то чтобы менее достойно, но совсем не обязательно. Впрочем, сейчас подумываю о том, чтобы выступать не только на оперной сцене. Классическое пение и присущее ему благородство, я уверен, необходимы не только тонким знатокам музыки, но и всем любителям песен, вокала как такового.


- Вам сейчас 37 лет - лучший возраст для певца. А не хотелось попробовать себя в педагогической работе, как это принято в вашем мире?


- Со временем обязательно займусь педагогикой. Чувствую свой долг перед профессором Генераловым, минской консерваторией. Мне есть что передать начинающим исполнителям. Не знаю, где это будет - в Минске, Петербурге или в Западной Европе...


Людмила Безрукова


Lb20.08@mail.ru


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter