Тени книжного развала

Почему на лотках частных книготорговцев так много «бестселлеров» о нацистах?
Почему на лотках частных книготорговцев так много «бестселлеров» о нацистах?

Страна живет предстоящим празднованием 60–летия Победы. К знаменательной дате приводятся в порядок памятники и монументы, наводится чистота в городах и селах, оказывается всевозможная помощь ветеранам. Но участники войны, однако, довольны не всем...

— Да что ж это такое творится, — чуть не плакал от обиды возмущенный ветеран Иван Никифорович, позвонивший в могилевский корпункт «СБ», — на книжных лотках невозможно нормальную литературу о войне купить: сплошь да рядом воспоминания гитлеровцев да их приспешников. Вот и мой внук недавно принес... книгу о Гиммлере, читает ее с увлечением. Я как это увидел, так сердце сразу защемило — и за это я воевал?! Получается, снова надо идти в бой — в этот раз за душу собственного внука?

Наш разговор оборвался на полуслове.

— Извините, мне от переживаний опять плохо стало, — сказал Иван Никифорович и повесил трубку.

А я отправился на экскурсию по торговым точкам. Зашел сначала в магазины ОАО «Могилевкнига». В каждом оформлены специальные разделы, посвященные 60–летию Победы. Литература, представленная здесь, в общем–то традиционна: альбомы о Брестской крепости и Хатыни, книги Быкова, Адамовича, Чергинца. Но ажиотажа вокруг них заметно не было. Хотя продавцы и говорили мне, что в последнее время спрос на литературу о Великой Отечественной повысился, в том числе и среди молодежи. Книги покупают для того, чтобы на их основе писать сочинения, делать доклады на уроках.

На книжных развалах в одном из подземных переходов (в этом месте сосредоточилась большая часть лотков могилевских книжников–частников) я нашел всего лишь две книги о войне патриотического содержания: воспоминания «На Берлин!» и «Письма с фронта». Остальная литература, мягко говоря, спорна. Скажем, книги Виктора Суворова, представленные максимально широко. Тот же «Ледокол» ставит под сомнение привычные нам взгляды на Великую Отечественную. По мнению автора, Гитлер, оказывается, «колол лед» для Сталина.

Был свидетелем, как седовласый мужчина с орденскими планками на груди взял полистать еще одну книгу Суворова — «Жуков». Открыл ее, пробежал буквально пару строк и, будто обжегшись, бросил обратно на прилавок. Меня заинтересовало, что же там увидел ветеран. Открываю и читаю: «...на Жукове клеймо разгрома Красной Армии в 1941 году...». Реакция ветерана понятна, у него — другое мнение.

Рядом с этими книгами — «Потерянные технологии нацистов», «Святой Грааль и «третий рейх», «Рейхсмаршал Геринг». Не знаю, насколько большой популярностью пользуются эти издания. Но, судя по тому, что лежат они на самом виду (а не спрятаны между «Календарем садовода» и «Справочником токаря»), продавцы надеются продать их побыстрее.

Недалеко от подземного перехода натыкаюсь еще на один книжный развал. Здесь литературы о войне более чем достаточно. Есть «Переводчик Гитлера» и «Деньги Гитлера», «Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача», шикарный альбом «Германская армия во Второй мировой войне. Важнейшие кампании». Дальше — больше: между двумя плакатами — «Салют, Победа!» и «Са святам Перамогi!» — как на параде, выстроились альбомы, рассказывающие о парашютистах, военно–воздушных силах, сухопутных и бронетанковых войсках, военно–морском флоте «третьего рейха». Чуть ниже — красочное издание «Ордена и медали войск СС». Названия книг, бесспорно, режут глаз. Но, не прочитав ни одну из них, не могу обвинить продавца в пропаганде нацизма. Тем не менее преступить закон он готов. На мой провокационный вопрос: «Можно ли найти «Mein Kampf» Гитлера для моей домашней библиотеки?» мне говорят, что за деньги готовы выполнить любой каприз. Нужно только подождать с недельку...

Что ж, такая ситуация с ассортиментом книг у продавцов–частников, к сожалению, типична. И не только для Могилева, но и, думаю, что для других городов страны. Возможный оппонент может сказать мне, что ничего страшного в литературе, найденной на книжных развалах, нет — мол, это история и ничего более. Да и живем мы во времена, когда каждый вправе делать свой выбор: какие книги читать, какие фильмы смотреть или какую общественную позицию занимать. Полностью согласен. Но с единственной оговоркой: у человека должен быть выбор. Чтобы тот же мальчишка–школьник мог сопоставить различные точки зрения, изложенные в разных изданиях, и сделать свой вывод.

Могилевские социологи недавно провели опрос и выяснили, что современная молодежь многого не знает о недавнем прошлом своей страны. К примеру, каждый второй молодой могилевчанин понятия не имеет, сколько дней держал оборону его родной город в июне 1941–го. А для каждого пятого молодого жителя области грядущее 60–летие Победы из разряда чего–то второстепенного.

Когда я попросил прокомментировать ситуацию начальника управления идеологии Могилевского облисполкома Валерия Ильенкова, он был краток: «Проглядели». Но драматизировать ситуацию Валерий Викторович не склонен. Считает, что обыкновенный административный нажим, когда любую литературу о нацистах (вне зависимости от содержания) стали бы изымать из продажи, положение не спасет. Просто нужно серьезно подумать, какие ответные меры предпринять. Чтобы и эффект был, и ничьи права не ущемлялись.

Пройдя по книжным развалам, я решил заглянуть еще и в магазины, где торгуют дисками с компьютерными играми. Сделал это не случайно. Ведь это раньше мальчишки, взяв в руки игрушечные автоматы и пистолеты, устраивали «бои» между «немцами» и «русскими». Сейчас же поколение next больше к компьютерам тянется. Если тинейджер решит на экране монитора воспроизвести события далекой войны, то может стать американским десантником, заброшенным в маленькую французскую деревушку, при желании защитит от налета вражеской авиации американский линкор «Миссури». А вот советским солдатом он вряд ли себя ощутит — по крайней мере, игр, которые дают такую возможность, я не нашел.

В последнее время нередко делаются попытки переписать историю. Говорится, например, об одинаковой ответственности Германии и СССР за развязывание Второй мировой войны. Либо Победа советского народа преподносится как миф — дескать, без помощи союзников не было бы ни победоносного шествия по Европе, ни взятия Берлина. Не хочу быть пророком, но как бы не получилось, что, начав с книг и дисков, нынешнее подрастающее поколение утратит чувствительность к собственной истории... И скоро будут путать предателя Власова с маршалом Рокоссовским...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter