В воскресенье в баварском замке Эльмау начался саммит «большой семерки»

Тень над замком Эльмау

В воскресенье в баварском замке Эльмау начался саммит «большой семерки». Клуб ведущих мировых держав, который с 90-х гг. собирался в формате G8, вновь сократился до семи и проводит встречу без участия России. G7 оформился  как клуб ведущих капиталистических государств в середине 70-х и первоначально включал шесть участников — США, Японию, Германию, Великобританию, Францию и ФРГ, затем к группе добавилась Канада. С завершением «холодной войны» к клубу присоединилась и Россия (первоначально в формате 7+1, затем — в режиме полноценной «восьмерки»). Очевидно, этот шаг был призван символизировать исчерпанность идеологического противостояния, знаменуя присоединение былого ядра социалистической империи к клубу крупнейших капиталистических держав.

В последние годы формат G8 подвергался все более частым нападкам как устаревший. Действительно, мировые реалии со времен «холодной войны» существенно изменились, помимо старого капиталистического ядра появились новые динамично развивающиеся центры, со своими амбициями и притязаниями. Поэтому появился расширенный формат G20, «большая двадцатка», куда помимо стран «восьмерки» входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Италия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция,  Южная Корея, ЮАР.

Но формат G8 сохранился, и между «восьмеркой» и «двадцаткой» установилась своеобразная иерархия: «восьмерка» представляет страны «первого эшелона», «двадцатка» — второго. Поэтому с символической точки зрения исключение России из состава «восьмерки» выглядит как отлучение от «клуба избранных». С точки зрения реальных последствий это, конечно, мало что меняет — G7 является именно что клубом по интересам, не правомочным принимать какие-либо имеющие обязательную силу решения. Тем не менее утрата этой переговорной площадки с ведущими мировыми игроками, безусловно, сужает для Москвы пространство дипломатического маневра.

Тень украинского кризиса довлела над саммитом G7 в Эльмау, хотя  эта тема даже не была заявлена в повестке встречи. Германия, являющаяся организатором саммита, в качестве основных предложила к обсуждению три вопроса: изменение климата на планете, здравоохранение и положение женщин. Уже сам перечень этих тем указывает, что мероприятие носит дежурный характер и участники не намерены предпринимать каких-то кардинальных действий или делать громких заявлений. Исключив из своих рядов Россию, «семерка» оказалась в тупике, поскольку обсуждать темы, действительно актуальные для всего мирового сообщества (такие, как борьба с международным терроризмом), без России весьма проблематично. 

Несмотря на нейтральную повестку саммита, официальный Киев, тем не менее, поспешил сделать заявление, что ожидает от G7 «мощного сигнала» в адрес Москвы, в том числе по возможному ужесточению санкций. Вообще, тема санкций против РФ присутствовала постоянным фоном на встрече «семерки». Так, глава Европейского совета Дональд Туск заявил, что эта тема сейчас может дискутироваться только в сторону ужесточения санкций. Он напомнил, что G7 не только политико-экономический клуб, но и «сообщество ценностей», и участие в нем России невозможно до тех пор, пока она проводит агрессивную политику в отношении Украины.

Однако в данном случае риторика Туска носит характер лишь частного мнения. В реальности же участники G7 постарались максимально обойти украинскую проблематику стороной, ограничившись лишь общими и весьма умеренными заявлениями. Так, по итогам двусторонней встречи Барак Обама и Ангела Меркель ограничились заявлением, что «длительность действия санкций должна быть четко увязана с полным выполнением Россией минских договоренностей и уважением к суверенитету Украины». Таким образом, лишний раз было подтверждено, что на Западе рассматривают минский формат как основу урегулирования украинского кризиса. Понятно, что Запад, включая США, не готов идти на дальнейшее обострение отношений с Россией из-за Украины. Что же касается Европейского союза, то усталость от украинской проблематики здесь становится все более очевидной. Саммит «Восточного партнерства», прошедший недавно в Риге, показал, что для Украины двери в ЕС останутся закрытыми на  неопределенно долгий срок и Европа не желает в одиночку решать украинские проблемы. А значит, неизбежно взаимодействие с Россией в этих вопросах.

Из Кремля также пришли недвусмысленные сигналы. Накануне своего визита в Милан Владимир Путин дал большое интервью итальянскому изданию Corriere della Sera, в котором заявил о невозможности для Донбасса «крымского сценария», а также подтвердил свою приверженность к минским соглашениям.

Таким образом, и Россия, и Запад в очередной раз подтвердили свою приверженность к минскому формату. Проблема, однако, в том, что в прочтении минских соглашений сохраняются неустранимые противоречия, и это ведет к фатальной пробуксовке мирного процесса. Ситуация же в Донбассе по-прежнему балансирует на грани мира и войны.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter