О правах потребителей владельцы торговых точек задумываются слишком редко

Темные закоулки рынка

О правах потребителей владельцы торговых точек задумываются слишком редко

Столько нареканий, сколько получают представители строительной сферы, не имеет, пожалуй, никто. Работа строительных рынков и магазинов — яркий тому пример. Рейд корреспондентов «СБ» вместе с торговой инспекцией Министерства торговли по популярному среди минчан специализированному рынку в Уручье не оставил сомнений: о правах потребителей владельцы торговых точек задумываются слишком редко.

...На рынке мы были в полдень. Впрочем, если бы заглянули за трубкой обоев или новым смесителем где–то ближе к вечеру, не факт, что ушли бы с покупками. Режим работы особо не соблюдают. На павильонах — замки, на боксах — опущенные жалюзи. Уходить домой на час–два раньше графика многие считают в порядке вещей. Может, проверка дисциплинирует? К слову, молва о ней разносится по соседним торговым точкам в мгновение ока. Хотя, утверждает начальник отдела торговой инспекции Минторга по Минску Наталья Василевская, профилактика — дело хорошее. Мол, если к их приходу торговцы исправили свои недочеты хотя бы частично, для потребителя уже плюс. Но ради чистоты эксперимента работать порой приходится незаметно: накануне официальной проверки скрупулезно делать записи в блокнот и фотографировать на камеру мобильного телефона.


Прожженные коммерсанты почему–то давно начали делить нарушения на серьезные и мелкие. Уверены, если их строительные смеси не просрочены, если покупатели довольны качеством, то нет и повода для разговора.


— Стандартные нарушения — отсутствие вывесок, бэйджей у продавцов, ценников на товарах, правил ведения торговли, книг замечаний и предложений, информации о товаре на белорусском или русском языке, — перечисляет Наталья Василевская.


Ее слова подтверждаются едва ли не тут же. Заходим в типичный павильон по продаже светильников. Завидный ассортимент. Люстры одна краше другой. Однако нигде нет ни одного ценника! Владелец Александр лишь разводит руками — спрашивайте и верьте мне на слово:


— Ценники часто нужно менять. Мы руководствуемся курсом доллара, а он постоянно колеблется. Зачем изначально закладывать высокий курс? Я хочу работать по–честному.


— А страна происхождения почему не написана? — спрашивает инспектор Василевская.


— Это формальность, которая на качество товара не влияет. Когда интересуются — отвечаю. Покупать нужно не страну, а изделие. Я о каждом товаре могу рассказывать часами. Они мной выбраны на московской или миланской выставке. Ассортимент меняем часто, поэтому зачем впустую изводить бумагу? Я предпочитаю общаться с людьми.


— Увы, ему действительно проще заплатить штраф — до десяти базовых, чем выполнить наши условия, — констатирует Наталья Василевская.


А вот для Сергея, продавца в небольшом магазинчике обоев, это сумма солидная. Он только–только наладил свой бизнес. Вручаем ему предписание. В том числе за отсутствие полной информации о товаре. Но индивидуальный предприниматель отнекивается: хозяин здесь уже давно другой! Тогда почему на табличке, пусть и малозаметной, возле входной двери совсем не те реквизиты? Если покупатель захочет предъявить претензию, то к кому она попадет? К прежнему арендатору точки? Наталья Василевская проверяет документы, изучает ассортиментный перечень, а Сергей тем временем задает ей вопросы по торговле.


— Неужели не изучили правила? — интересуюсь у него.


— Слишком уж они громоздкие. Тем более мало кто может разъяснить их так, как это сделали сейчас. Ничего, исправлюсь.


Надеемся, не только он. В ближайшее время инспекция планирует провести повторные рейды.

 

Советская Белоруссия №192 (24329). Пятница, 11 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter