Темная сторона Солнца

Правила хорошего загара
Правила хорошего загара

Если верить опросам, то трое из каждых четырех европейцев ждут пляжного сезона с пионерским энтузиазмом. Половина рассчитывает, что солнышко взбодрит их на год вперед, другая половина — что повысит иммунитет к болезням. И только четверть жителей Европы не мечтают о шезлонгах. Если же и выезжают на отдых, то в полной боеготовности. С целым набором защитных средств. Пантенолом. Зонтиком. Не в шортах–юбках, а в брюках. Не в майках–топиках, а в рубашках с длинными рукавами. В точном соответствии с рекомендациями медиков, которые последние годы винят солнце в «запуске» 26 заболеваний.

Конечно, не солнце как таковое, а ультрафиолет диапазона В, одна из составляющих солнечного спектра. Тот самый ультрафиолет, который укрепляет иммунитет, активизирует процессы в коре головного мозга, спасает нас от синдрома «светового голодания», придает силы в работе, врачует псориаз и себорею, стимулирует выработку незаменимого витамина Д, а стало быть, защищает от рахита и остеопороза. И вообще, действует на человека, скисшего было после затянувшейся зимы, подобно плитке шоколада! Но как каждое лекарство, ультрафиолет — одновременно и яд, все зависит от дозы. Самые легкие его побочные эффекты — ожог и фотоаллергия. А самые страшные, по словам заведующего онкохирургическим отделением № 1 Минского клинического онкодиспансера Александра Гладышева, — меланома и рак кожи. Вопреки устоявшемуся в народе мнению это далеко не одно и то же. Меланома более зла, непредсказуема, часто не ведает пощады, но встречается реже. «Среди всех онкологических заболеваний она составляет от 1 до 4 процентов. Однако если в 1996 году в Беларуси было выявлено 386 новых случаев этой болезни, то в 2005–м — уже 534. Приблизительно такими же темпами, по 3 — 4 процента в год, идет прирост заболеваемости и раком кожи, — рассказывает Александр Олегович. — Как правило, прогноз здесь гораздо более благоприятен, а опухоль реже дает метастазы. Однако и статистика совершенно другая: число заболевающих выше на порядок — 5 тысяч человек в год!» «Мишени» у этих болезней тоже разные. Меланома в Европе, в том числе в Беларуси, — бич молодых и трудоспособных женщин, рак кожи — пожилых мужчин. Но и у тех, и у других ультрафиолет, атакующий доверчиво открытые солнцу части тела, — главный внешний фактор риска. Недаром ведь меланома первым делом проявляется у женщины на голени, у мужчин — на торсе, а рак кожи — на лбу, шее, щеках. Так белорусам аукаются мини–юбки, привычка работать в плавках на огороде, забытые дома кепки и шляпы. Ну и, естественно, вояжи «на юга». По наблюдениям онкологов, именно на осень, конец отпускного сезона, приходится всплеск обращений по поводу «язвочек», «родинок», «пигментных пятен», безобидных, увы, только на первый взгляд.

«Кроме того, ученые доказали: рост меланомы и рака кожи напрямую связан с уменьшением озонового слоя Земли. Ведь в нем «тонет» до 99 процентов «жесткого» ультрафиолета, — напоминает Александр Гладышев. — Стоит озоновому слою уменьшиться всего на 1 процент, как заболеваемость увеличивается на 2 — 4 процента. Для примера: огромная озоновая дыра образовалась над Австралией. Там и заболеваемость меланомой одна из самых высоких в мире». По данным Национального научно–исследовательского центра мониторинга озоносферы, над Беларусью озоновый слой тоже долгое время «таял». Последние годы этот процесс затормозился. Но то, что солнце уже не такое ласковое, как в былые времена, — истинная правда. Пигмент меланин (он–то и заставляет кожу красиво бронзоветь) для человека — его собственный «озоновый слой», поскольку имеет свойство поглощать большую часть вредоносного излучения, защищая клетки кожи. Но его возможности не беспредельны, если вы из года в год жаритесь на пляже по две, три недели подряд! Сегодня слушать предостережения онкологов в пол–уха могут разве что чернокожие (да и у них меланома порой встречается на пятках и ладонях — там, где пигмента поменьше), остальным солнечные ванны, уверены многие врачи, надо назначать и дозировать так же, как и любую медицинскую процедуру. Особенно женщинам. Одно из объяснений, почему они болеют чаще мужчин, — специфический гормональный фон, колебания уровня эстрогенов. Вот почему половое созревание, беременность, климакс считаются критическими этапами, когда риск ненароком нажать на спусковой крючок болезни заметно возрастает.

Советы доктора Гладышева

В 70 процентах случаев меланома и рак кожи развиваются на уже измененном участке кожи — на месте невусов, родинок, папиллом, пигментных пятен. Есть невусы меланомоопасные и меланомонеопасные, отличить их друг от друга может только специалист. Но каждый должен знать, когда к онкологу надо обращаться в срочном порядке: если образование на коже начинает быстро расти, уплотняться, становится асимметричным, изменяется его окраска (в сторону и большей, и меньшей интенсивности), развивается покраснение, зуд, жжение, кровоточивость, появляются трещинки. Более того, если вы просто решите избавиться от какой–нибудь папилломы в косметических целях, консультация онколога очень желательна. Неправильные действия чреваты большой бедой.

Больше всего рискуют люди так называемого кельтского типа — светлокожие, часто с веснушками, голубоглазые, рыжеволосые. Ожоги на солнце они получают практически всегда. На втором месте — светлокожие европейцы: они легко обгорают, однако потом могут слабо загореть. И тем, и другим вообще нежелательны солнечные ванны. На третьем месте по риску — те, кто приобретает загар после двух–трех походов на пляж. На четвертом — темноволосые, кареглазые, смуглые мужчины и женщины. Менее всего подвержены опасности индусы, мексиканцы и афроамериканцы. Дело в том, что солнечные ожоги совсем не безобидны: они, как и хронические травмы на коже и рубцы, увеличивают вероятность болезни. Детей до трех лет вообще лучше не выводить на жаркое солнце. Защиты от ультрафиолета у малышей еще нет, а ожоги, полученные в нежном возрасте, могут переродиться в злокачественные изменения через десятки лет.

Простейшие рекомендации: никогда не загорайте с 11 до 15 часов, обязательно используйте солнцезащитные средства, бойтесь на пляже ветреной погоды, всегда принимайте после купания душ и насухо вытирайтесь полотенцем. Морская соль и капли воды — маленькие линзочки для солнца, которые усугубляют действие ультрафиолета.

Защищает и одежда светлых тонов, но не всякая. Синтетические ткани пропускают от 20 до 50 процентов ультрафиолета. А вот натуральные — не больше 1.

Не забывайте, что некоторые сульфаниламидные препараты повышают чувствительность кожи к солнцу. Фрукты и овощи также могут способствовать загару — например, богатые бета–каротином морковь и абрикосы или помидоры.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter