Гость «СОЮЗа» — заместитель министра экономики Беларуси Дмитрий Крутой

Тема особой важности

Вопрос о формировании единой структурной промышленной политики Союзного государства в последнее время на слуху. Он обсуждался на недавно состоявшемся заседании Совета Министров Союзного государства, а до того — на Втором форуме регионов Беларуси и России. В чем важность согласованных действий в этой сфере? Какой должна быть единая промполитика? Об этом корреспондент «СОЮЗа» беседует с заместителем министра экономики Беларуси Дмитрием Крутым.

Дмитрий Крутой: Сейчас появилась уникальная возможность пересмотреть всю повестку
 отношений промышленников России и Беларуси.

— Тема единой промышленной политики имеет исключительную важность для Беларуси и России, особенно в нынешних непростых условиях во внешнеэкономической сфере, — говорит Дмитрий Николаевич. — Исторически промышленность наших стран — это ключевой сектор национальной экономики. В Беларуси, например, здесь производится 25 процентов ВВП (60 процентов которого экспортируется), занято четверть трудоспособного населения, находится 35 процентов всех основных фондов...

— При этом весьма высока и степень интеграции в промышленной сфере...

— Как и в экономике в целом. И предприятия двух наших стран наращивают взаимное присутствие. С 2009 по 2015 год количество организаций с российским капиталом в Беларуси более чем удвоилось. Удельный вес таких компаний почти достиг 40 процентов в общем количестве иностранных организаций. Ежегодно в экономику Беларуси вливается более полумиллиарда долларов российских инвестиций. До 20 процентов капитала белорусской банковской системы сформировано за счет российских источников. В свою очередь, 37 процентов всех белорусских инвестиций за рубежом приходятся на Россию. Это и сборочные производства ведущих машиностроительных предприятий, и объекты товаропроводящей сети. Если же говорить собственно о промышленности, то доля российских комплектующих и материалов в белорусской продукции составляет 15–20 процентов, и это без учета энергоресурсов. Каждое второе предприятие Беларуси связано с российскими партнерами кооперационными отношениями, а в некоторых отраслях этот показатель составляет 80 процентов.

Однако и трудности у нас общие. Если 10 лет назад белорусская промышленность прирастала на 7–8 процентов ежегодно, то сегодня такой рост ожидается за пять лет. А в среднесрочной перспективе (до 2020 года) при благоприятных условиях промышленность вырастет, по нашему прогнозу, только на 16 процентов, то есть по 2,5–3 процента в год. Аналогично и в России. Почему произошло замедление? И как не допустить, чтобы темпы развития промышленных комплексов наших стран оказались ниже, чем в Евросоюзе и Азиатском регионе? В противном случае потеряем конкурентоспособность и произойдет определенная деиндустриализация наших экономик. Ответы на эти вопросы также лежат в плоскости единой промышленной политики Союзного государства.

— Что же делается, чтобы нивелировать внешние шоки и обеспечить рост в будущем?

— Первое — проводится отраслевая диверсификация промышленного производства. Оппоненты предлагают сосредоточиться на 5–7 направлениях, не распылять ограниченные ресурсы. Однако кто сегодня убедительно докажет, какие отрасли промышленности «выстрелят» в 2020 или 2030 году? Что это надо развивать, а это не надо? Разумное сочетание и поддержка развития традиционных отраслей (особенно машиностроения) и новых инновационных производств (нано– и биотехнологии, роботостроение, 3D–печать) — единственный путь выживаемости промышленного комплекса.

Второе — постоянная модернизация и техническое перевооружение промпроизводств. В Беларуси только за последние четыре года инвестировано почти

30 млрд долларов в обновление фондов промышленного сектора, что составляет около 45 процентов годового ВВП. Очень солидная цифра. Это позволило в целом сократить уровень износа до 40 процентов. Новые станки и оборудование — это низкая материалоемкость и оптимизация численности. Главное, в последние два года удалось добиться опережающих темпов повышения производительности труда над заработной платой. А это — экономический рост на здоровой основе. Однако по уровню добавленной стоимости на одного занятого в промышленности, несмотря на хорошую добавку в последние годы, мы по–прежнему отстаем от развитых стран.

Кроме того, совершенно новые вызовы появились в связи с недавними мировыми девальвациями национальных валют основных стран–партнеров. Наибольший спад и в России, и в Беларуси переживает машиностроение — отрасль главного инвестиционного спроса. Если из кризиса пятилетней давности промышленность вышла благодаря возобновившемуся спросу на внешних рынках, то сегодня все пока рассчитывают в первую очередь на поддержку государства. Учитывая ограниченные возможности бюджетов двух стран, используя только канал господдержки, мы можем консервировать ситуацию на какое–то время. Но источником роста промпроизводства — на любом временном горизонте — госинвестиции не станут.

— С нынешнего года действует Евразийский экономический союз. Как это повлияло на перспективы экономического сотрудничества в формате Союзного государства?

— Я глубоко убежден, что появилась уникальная возможность пересмотреть всю повестку отношений промышленников России и Беларуси и найти новые совместные решения многих проблем. То, что мы всегда были в теснейшей кооперации, несомненно. С запуском ЕАЭС ситуация, на мой взгляд, стала кардинально меняться. Такого подъема в отношениях (беру только промышленный срез) не было давно. Работа в рамках Евразийской Комиссии позволила совершенно по–новому посмотреть на возможности площадки Союзного государства. Россия и Беларусь, сотрудничая в «двойке», увидели, насколько схожи наши проблемы, насколько эффективно мы можем их решать и выступать уже с консолидированной позицией для отстаивания общих интересов. Ни для одной из других стран промышленность не значит так много, как для России и Беларуси.

С запуском ЕАЭС в разы интенсифицировано взаимодействие между профильными министерствами. Уже есть результаты. Приняты два системообразующих документа: Основные направления промышленного сотрудничества стран ЕАЭС (утверждены на Межправительственном Совете в Гродно); План по реализации единой структурной промполитики в рамках Союзного государства (парафирован на Форуме регионов и подписан 29 сентября на заседании Совета Министров Союзного государства в Москве). Думаю, это начало большого пути. На Форуме регионов, заседании Совета Министров Союзного государства мы максимально сверили позиции, теперь надо найти ответы на самые актуальные для промышленности вопросы.

— Какие именно?

— Во–первых, надо определить приоритетные направления развития промышленности. Это новые совместные проекты и кооперационные программы по чувствительным отраслям, таким как атомная энергетика, участие в программах Газпрома, Роснефти и так далее. В результате мы должны возродить утраченные компетенции, а может, и целые отрасли, такие как станкостроение.

Во–вторых, необходимо найти инструменты поддержки промышленности. Например, путем правильной защиты внутреннего рынка с использованием стандартов качества и технологических регламентов, установления жестких требований к приданию товару статуса отечественного путем повышения уровня локализации, способствовать продвижению промышленной продукции в третьи страны.

В–третьих, важно обеспечить финансирование промышленности. Нужно решить, какой должна быть субсидиарная и регулятивная государственная поддержка промышленности, включая механизмы государственных закупок. Необходимо снижать прямые вливания средств, формировать обеспечение промышленности «длинными деньгами», переходить к новым финансовым инструментам развития инновационной деятельности.

Все это, конечно, только основные направления деятельности по формированию и реализации единой структурной промышленной политики Союзного государства.

bibikov@sb.by

Фото пресс–службы Министерства экономики Беларуси

Советская Белоруссия № 199 (24829). Четверг, 15 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter