Тело — храм для души

Жизнь прожить — не поле перейти, говорит народная мудрость. Впрочем, даже на ровном поле хватает камней и ухабов. Выход из сложных, порой трагических обстоятельств каждый ищет по своему понятию и разумению...
Жизнь прожить — не поле перейти, говорит народная мудрость. Впрочем, даже на ровном поле хватает камней и ухабов. Выход из сложных, порой трагических обстоятельств каждый ищет по своему понятию и разумению. Чаще всего у нас хватает воли и желания бороться за собственное будущее. Но есть отчаявшиеся люди, которые единственным решением для себя видят уход из жизни. К сожалению, их все больше. Об этом мы беседуем со священником минского прихода «Всех скорбящих Радость» Олегом ШУЛЬГИНЫМ.

— Всегда ли только причины материального характера подталкивают человека к роковому шагу?

— Конечно, нет. По устроению, которое дал нам Господь, душа владычествует над телом. Тело — храм для души. Если душа за своим храмом смотрит, управляет им, поддерживает в нужном состоянии, тогда человек живет в гармонии с собой и остается свободным, выбирая путь спасения. Если душа подчиняется страстям тела, человек уподобляется всаднику, который не в состоянии управлять своей лошадью.

— Но самоубийца как раз таки считает, что управляет ситуацией.

— Самоубийцы бывают невольные и вольные. Невольные лишают себя жизни от помрачения ума, длительной душевной болезни или психической травмы. Есть вольные самоубийцы, которые какое–то время после содеянного еще остаются в сознании и приносят покаяние, успевая спасти душу от погибели. И есть вольные самоубийцы, кому Бог попустил совершить это без покаяния — по малодушию или греховному отчаянию. Таких церковь не отпевает.

Атеистам гораздо легче пойти на самоубийство, чем людям верующим. Потому что верующие понимают — это грех. А для неверующего никакого греха не существует.

— Как определяется, к какой категории отнести несчастных?

— Принимаются во внимание фактические обстоятельства смерти, заключения правоохранительных органов, врачебные свидетельства. Дополнительные моменты священник выясняет в беседе с родными.

Если признано, что человек покончил с собой из–за психических расстройств, то есть не отвечал за свои поступки, за разрешением на заочное отпевание обращаются к правящему архиерею. В Минской епархии — к владыке Филарету. Дело в том, что при самоубийстве священник обычно не выезжает на дом для отпевания. Он может сопроводить покойника на кладбище с покаянным песнопением. С таким чином сопровождают и некрещеных, если просят крещеные родственники. При этом молятся Господу не об упокоении души, а о ее помиловании. Господь помогает всем. И даже если такая душа не попадает в Царствие Небесное, она все равно получает какое–то утешение. Именно о помиловании церковь разрешает молиться, когда речь идет о самоубийце, не получившем разрешение архиерея на отпевание и поминание его за церковными богослужениями.

— Можно поставить свечку за такого человека в церкви?

— Свечку можно поставить за любого человека. Но с соответствующей молитвой. Если человек православный, отпет в церкви, — с молитвой об упокоении. Если самоубийца, погребенный без отпевания, некрещеный или неправославный — с молитвой о помиловании.

Некоторые самоубийцы остаются без отпевания, но епархиальным главой церкви разрешено поминовение по ним. Тогда их имена можно вписывать в записки, которые подаются в церкви.

— Иногда человек считает: моя жизнь, имею право делать с ней, что хочу.

— Он не понимает, от Кого получил эту жизнь. Мы свою жизнь получаем в дар от Господа. И должны этим даром разумно воспользоваться. Если в нашей жизни происходят какие–то катастрофические события — все это также промысел Божий, и принять его надо так, как принял праведный Иов, не ведавший за собой никаких грехов. Святой Иов, прообраз Христа, выдержал все испытания. Его пример свидетельствует: нет таких обстоятельств в жизни, которые вынудили бы человека к самоубийству.

— Всегда ли правильно утверждать, что у человека, решившегося на крайний шаг, разум не контролирует поступки?

— Всегда. Теперь в церковных людях укрепляется понимание, что в общем–то любое самоубийство — помешательство ума. Но есть помешательство ума, происходящее в результате последовательного грехопадения. Пример — Иуда–предатель. Он знал, что грешит, и постепенно укреплялся в своем грехе, все более и более обманываясь в безнаказанности. Господь желал его свободного и искреннего покаяния. Но Иуда не услышал призыв. И шел до греховного конца. В отличие от апостола Петра, который некогда три раза подряд отрекся от Христа, но потом усердно покаялся, был прощен и вновь последовал за Господом.

— То есть Иуда удавился не оттого, что совесть замучила?

— Совесть замучила, но он не покаялся. Это был его последний вызов Господу. Последнее желание расправиться со своей совестью. Однако оно не исполнилось. Иуда попал в преисподнюю, и там будет совестью мучиться вечно. Страшный конец.

Кстати, к самоубийцам церковь приравнивает преступников, умерших без покаяния, и погибших на поединке дуэлянтов.

— Наверное, среди самоубийц есть те, кто пребывал в уверенности, что жертвует собой ради блага других?

— Такое случается. Вспомним подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дзота. По виду — самоубийство, но мы не называем его так. В Ветхом Завете знаем пример Сампсона. Когда к нему вернулась сила, он опрокинул колонны здания, под руинами которого погибли не только враги, но и он сам, что тоже не считается самоубийством.

В житиях святых приводятся примеры, как некоторые святые, ведая, что за ними идут, чтобы забрать на мучения, накладывали на себя руки до того, как подвергнутся истязаниям, что не служило к их обвинению. Они все равно пострадали за Христа. Хотя таких мучеников церковь не так торжественно прославляет, как претерпевших выпавшие им страдания до конца.

— Жития святых, безусловно, поучительны. Но возьмем более актуальные ситуации. Например, гибель наркомана, наступившую под действием наркотика.

— В подобных случаях, если родственники желают получить разрешение на отпевание или поминовение, они должны обратиться к правящему архиерею. Но даже разрешенное отпевание не будет торжественным, пройдет в покаянном духе.

— А если к смерти подвигла так называемая несчастная любовь или житейские и семейные неурядицы?

— До революции существовала практика, когда таких людей не отпевали и не разрешали поминовение. Сейчас подходы более мягкие, церковь проявляет большее снисхождение. Но снова–таки правящий архиерей смотрит на родственников, которые обращаются к нему с просьбой. Если они настроены на ежедневный молитвенный и жизненный подвиг, то для его облегчения владыка может разрешить заочное отпевание. А если люди показывают свое равнодушие и их обращение формальное — просто оттого, что «так делают», им отказывают.

— Эвтаназию церковь однозначно отвергает?

— Естественно. Современная медицина имеет возможность облегчить страдания больных. И близкие, которые ухаживают за тяжелобольным, хоть и испытывают некоторые страдания, тем самым спасают и свои души, искупают многие грехи.

Мне приходилось причащать и соборовать людей, которые умирали у меня на глазах. Должен сказать, они завершали земной путь, как христианские мученики, испив чашу полностью, подавая пример окружающим. Господь сказал: «Кто претерпел до конца — тот спасется».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter