Наши ИT-специалисты разработали программы, которые переводят общение медиков с пациентами в онлайн-формат

Телепорт в будущее

Повысить оперативность оказания медицинской помощи и снизить контакты врачей с пациентами. Такую цель ставят перед собой брестские айтишники, внедряя в жизнь новые проекты. Первопроходцы в цифровизации здравоохранения рассказывают, как смартфон, ноутбук и электронные базы данных могут спасти сотни жизней и облегчить работу докторов.

фото автора

Программа изначально писалась для предрейсового осмотра водителей, говорит один из разработчиков директор частного учреждения Виталий Степанов, поэтому в первую очередь автоматика измеряет давление и «выхлоп» на алкоголь:

— Мы уже тестировали ее в нескольких городах страны. Сейчас на нас вышло УП «Мингаз». Будем делать промышленное изделие. Газовики апробируют программу, дают замечания. Например, предлагают ввести измерение температуры тела, с учетом нынешней ситуации.

Все это возможно. Еще одна полезная разработка — телепатронирование. Теперь тех, кто переносит COVID-19 в легкой форме, контакты первого и второго уровней можно проверять с помощью цифровых технологий. И совсем необязательно для этого выдавать электронные пропуска или чипировать людей. Все, говорит Виталий Степанов, решается программой, которую можно поставить на смартфон:

— Тех, кто находится на самоизоляции, заносят в единую электронную базу данных, которая завязана и на поликлиники, и на центры гигиены. Соответственно контролеры от этих учреждений здравоохранения могут не посещать пациента, а выйти на него по этой связи и попросить измерить температуру, узнать о его самочувствии. По фону будет видно, что он находится дома, а не в придорожном кафе.

Немаловажный момент — безопасность данных. В отличие от скайпа или другого мессенджера, этот канал связи будет закрытым, а серверы, где хранятся данные, находятся лишь в нашей стране. 

К слову, помимо работы по принципу «доктор — пациент», есть у брестских программистов и еще одно направление телемедицины. Разработка программ для непосредственного виртуального общения между врачами. В том случае, когда на уровне поликлиники, например, медик не может поставить точный диагноз и нуждается в более квалифицированной консультации. 

Кто хоть раз в жизни вызывал «скорую», знает, что по приезде вместо долгожданного укола обезболивающего доктор начинает опрос: чем болели, какие лекарства не переносите, к какой поликлинике приписаны… А ведь со всем этим он может познакомиться уже по пути к пациенту. Если, конечно, говорит Виталий Степанов, город подключен к единой электронной базе:

— В Могилеве наша система внедрена во всей городской медицине. Все сведения о пациенте, которые есть в медкарте, хранятся в базе данных. 

По такому же принципу доступ к информации может быть внедрен во всех учреждениях здравоохранения страны или хотя бы отдельной области. В этом случае, направляя пациента в больницу, терапевту из поликлиники не нужно переводить горы бумаг, чтобы сделать выписку. 

Помимо оперативности и возможности минимизировать контакты, есть в цифровой медицине и глобальная цель, на государственном уровне, говорит Виталий Степанов:

— Основа в нашей системе — территориальная поликлиника, которая ведет полный учет всего населения. 

Соответственно, государство получает объективную информацию о состоянии здоровья людей, выявленных очагах заболевания и может точечно и оперативно принимать меры, без жестких ограничений. А с наличием цифровой базы, которая, уверяют профессионалы, со временем должна объединить всю республиканскую систему здравоохранения, делать это будет намного быстрее и проще. 

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter