Телефонное право

Им обладает каждый ребенок и дорожит большинство родителей Всеобщая мобилизация добралась до начальной школы: редкий городской третьеклассник приходит в школу без сотового телефона. Вообще-то интерес к мобильникам просыпается у детей еще раньше. Мы, родители, уловив его у воспитанников старшей группы детского сада, вложили в новогодние баулы розовые и голубые китайские игрушечные мобильнички. Телефончики умели играть пару звучных мелодий, от которых быстро сошли с ума обе воспитательницы: в течение нескольких недель группа не выпускала игрушки из рук.

В школе игрушки неуместны: если верить Интернету, в Финляндии мобильники (уже настоящие) лежат в портфелях 6 из 10 учеников младших классов. 89 процентов австрийской молодежи не представляет себя без телефона. В Великобритании на долю несовершеннолетних приходится четверть всех продаж сотовых трубок. Достаточно пройти по улице белорусского города, чтобы своими глазами убедиться: наши школьники от зарубежных сверстников не отстают.
— Никаких документов, регламентирующих пользование мобильными телефонами в школе, нет, — сказал “НГ” начальник управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Юрий Гладков.
Что не запрещено, то разрешено. Поэтому в 9 “А”, где учится старший сын, мобильники есть у всех. Учителя относятся к техническому прогрессу с пониманием, только убедительно просят выключать телефоны во время уроков. Во время факультативных занятий выключать необязательно: добрая учительница физики даже разрешает выходить для неотложного разговора в коридор. Только просит не попадаться с трубкой на глаза директору.
Две трети класса, правда, чаще всего используют мобильник не по прямому назначению: во время неинтересных им уроков играют или сочиняют эсэмэски соседям. Самый распространенный в классе прикол — послать “петуха” на сотовый тайком играющего одноклассника. И тихо позлорадствовать, когда из-под его стола раздастся предательское дребезжание. Между прочим, детские шуточки друг над другом поощряют взрослые: некоторые сайты и музыкальные каналы регулярно предлагают детям скачать на мобильник “обижалку”.
— Мобильный телефон детям необходим, — защищает прогресс доцент кафедры медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Татьяна Емельянцева. — Он дает возможность контролировать ребенка, а современная педагогика — не что иное, как ведение за собой. Самые большие проблемы возникают у заброшенных, бесконтрольных детей.
По мнению этого специалиста, отнюдь не телефон надо винить за игры и SMS-сообщения во время урока. Если ребенку неинтересно, или он устал, или по своей природе испытывает трудности с концентрацией внимания, то все равно найдет повод отвлечься. При чем же тут мобильник?
И в желании дочери-старшеклассницы иметь сотовый со всеми возможными наворотами телефон не виноват. Точно так же девочки могут кичиться друг перед другом обновками или дорогими украшениями. Причину надо искать не в происках составителей рекламы, а в самооценке дочери. Почему ей так важно подчеркнуть свою значимость и утвердиться среди подруг при помощи дорогих вещиц?
Филологи и антропологи утверждают, что школьники с мобильными телефонами внесли свою лепту в развитие их наук. Любители SMS-общения обогащают великий и могучий язык, чудовищно (с точки зрения взрослых) сокращая слова и “акая” (потому что набор “а” требует меньшего числа нажатий, чем “о”). Их занятия также способствуют развитию ловкости большого пальца человеческой руки. Японцы первыми определили современных детей как “поколение большого пальца”, а британские ученые отметили, что современные подростки нередко пользуются большим пальцем, даже когда звонят в дверь или указывают на что-то.
Может, это не так уж и плохо? Ведь большим пальцем удобнее всего показывать, что у вас все о’кей.

фото Юлии ПОПОВОЙ, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter