Политические волнения в Армении вновь заставили обсуждать возможность сценария «цветной революции» в этой стране

Тектонические сдвиги с видом на Арарат

Политические волнения в Армении, начавшиеся 22-23 июня, вновь заставили обсуждать возможность сценария «цветной революции» в этой стране. Поводом для начала протестов послужило повышение тарифов на электроэнергию. Оно составило около 15%, хотя изначально «Электрические сети Армении» предлагали значительно более серьезное повышение. Однако и этого оказалось достаточно для эскалации политической напряженности. Акция протеста стартовала 19 июня на площади Свободы армянской столицы. 



Вечером 22 июня протестующие направились к резиденции президента на проспекте маршала Баграмяна. Утром 23 июня полиция разогнала митингующих, перекрывших проспект, при помощи водометов, были задержаны около  200 человек. Однако это не помогло остановить протестную активность, и вечером того же дня проспект Баграмяна вновь оказался перекрыт толпой протестующих.

Политическая напряженность в Армении возникла не вдруг. Можно вспомнить масштабные акции, спровоцированные жестоким убийством армянской семьи дезертиром, сбежавшим с российской базы в городе Гюмри. Тогда тоже возникли опасения, что трагедия может быть использована как повод для дестабилизации политической обстановки. 

Перерастут ли эти протесты в нечто большее и уместно ли говорить о попытках осуществления «цветной революции» в Армении? Многие эксперты связывают усиление протестной активности в стране с ее вступлением в Евразийский союз. Выбор Еревана в пользу евразийской интеграции был весьма холодно принят Западом, поэтому вполне логично предположить, что ЕС и США постараются усилить здесь позиции своих агентов влияния. Тем более у США есть такой мощный ресурс, как многочисленная армянская диаспора, а работать с диаспорами американцы умеют. Достаточно вспомнить ту роль, которую играют американские украинцы в политике своей исторической родины. Поэтому нетрудно предположить, что ресурс американской диаспоры армян будет использован для влияния и на политический курс Еревана.

Армения живет в режиме перманентной блокады и ресурсного дефицита. Ереван находится в крайне напряженных отношениях с ближайшими соседями – Азербайджаном и Турцией, сухопутное сообщение с которыми полностью прервано. С внешним миром Армения может сообщаться только по воздуху или через порты Грузии (сухопутное сообщение Грузии с Россией прервано из-за конфликтов в Абхазии и Южной Осетии). Неудивительно, что, поставленная в такие условия, армянская экономика испытывает постоянные трудности, а это не может не провоцировать недовольство населения. Кроме того, вопрос тарифов на электричество действительно очень болезненный для армянского общества, ведь в начале 90-х Армения пережила настоящий «энергетический апокалипсис», когда электричество в дома подавалось буквально на пару часов в сутки.

Что касается внешних заинтересованных игроков, то я считаю, что поскольку армянское общество (в отличие от украинского) более закрыто, то говорить о «внешних заинтересованных силах» не следует.  Повестка дня — сугубо местная, социально-экономическая. Каких-то внятных политических лозунгов, скажем,   смена действующей власти или изменение внешнеполитического курса, протестующие пока не выдвигают. Вместе с тем есть и сигналы, что попытки направить ситуацию в политическое русло тоже предпринимаются. Так, по словам очевидцев, 22 июня в толпе митингующих были неожиданно развернуты флаги ЕС, которые затем так же быстро исчезли. 23 июня, после разгона полицией протестующих на проспекте Баграмяна, лидер оппозиционной партии «Наследие» Раффи Ованнисян (к слову, представитель американской диаспоры) заявил, что действующая власть «должна быть немедленно и полностью отстранена».

Будем надеяться на традиционный прагматизм армян и присущий этому народу здравый смысл. Глядя на все это из Минска, надо подчеркнуть  и  о нашей совместной работе с Арменией в целом ряде совместных интеграционных проектов...

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter