Технология власти

Отставка главы администрации российского Президента Александра Стальевича Волошина расставила четкие акценты не только в набившем оскомину "деле Ходорковского", но, главное, в политической стратегии самого Владимира Путина.
Отставка главы администрации российского Президента Александра Стальевича Волошина расставила четкие акценты не только в набившем оскомину "деле Ходорковского", но, главное, в политической стратегии самого Владимира Путина. Вспоминаются слова Александра Лукашенко на недавней пресс-конференции - о том, что даже сами российские журналисты, возможно, не до конца представляют себе, насколько самостоятелен в решениях их Президент.

Теперь представляют. Накануне важнейшей политической кампании в стране - президентских выборов - Путин сам пишет сценарий своей дальнейшей политики. Известно, что раньше, начиная с 1999 года, закулисным автором многих кремлевских сюжетов был именно Александр Волошин. Он в свое время предотвратил импичмент Бориса Ельцина, он же, как пишет первый российский Президент в книге своих воспоминаний, нашел Путина и за полгода якобы сделал из него лидера страны. С тех пор кинематографическая бородка "железного Стальевича" неизменно маячила за спиной Президента. "Управляемая демократия", в рамках которой сегодня происходят парламентские, и не только, выборы в России, - тоже изобретение "человека за спиной".

Видимо, это, а вовсе не дело Ходорковского, решило судьбу кремлевского стратега. Ну на самом деле, надо совсем уж не уважать своего патрона, чтобы подсовывать ему в качестве главной опоры в обществе во многом карикатурные политические партии, состоящие из серых безликих чиновников. В то же время сам глава президентской администрации всей своей прошлой, да и, как показывают события, нынешней биографией был связан не с дутыми, а с реальными фигурами влияния. Теми, у кого есть деньги. Теми, кто получил в "доверительное управление" от государства стратегические сферы экономики. Теми, кто уже напрямую, без посредничества государства, пытался вести торг этими самыми стратегическими ресурсами. Эти люди ставили и снимали губернаторов, получали бюджетные средства, контролировали целые отрасли.

Кстати, о содержательной стороне критики, которой Волошина подверг Президент Лукашенко, мы еще поговорим...

Выборы в Санкт-Петербурге, где явная протеже Владимира Путина Валентина Матвиенко не была избрана с первой попытки, со всей очевидностью продемонстрировали, и прежде всего самому Путину, отношение народа к кремлевским политтехнологиям. А ведь именно на такие технологии давались большие деньги, в том числе и Ходорковским. Для чего? Чтобы создать "витрину демократии", имитацию политической деятельности, которая тем не менее ни на что не влияла. Сюжеты в политических программах российских телеканалов все чаще напоминали немое кино.

Эта немота на самом деле грозила Президенту политическим вакуумом. Никакие умные программы об удвоении, утроении ВВП (а Волошин слыл неплохим экономистом, способным написать такие программы) не могут заменить лидеру страны энергии сочувствия, содействия, сотрудничества, исходящей от каждого гражданина. Интересы старой элиты, занявшей ключевые позиции еще в начале 90-х, и самой страны стремительно расходились. Хорошо по этому поводу сказала газета "Таймс": "Рокфеллер был тираном, и некоторые могут сказать, что он не был честным человеком. Но он основал компанию "Standard Oil". А вот компании российской нефтедобывающей индустрии, включая "Юкос" и феодальное владение Романа Абрамовича "Сибнефть", были государственными предприятиями". В этом вся разница! Одно дело создать свой бизнес - тогда требования о невмешательстве государства совершенно правомерны. И совсем другое - присвоить себе то, что в принципе принадлежит всей нации.

Что может предложить новая элита? СМИ связывают следующий президентский срок Путина с усилением позиций питерских его сподвижников. Новый глава администрации Дмитрий Медведев - именно из них. Он мало похож на политтехнолога, хотя то, чем он раньше занимался - формирование графика и встреч Президента, давало ему огромные полномочия.

Впрочем, полномочия отдельно взятого чиновника, пусть и такого высокого уровня, теперь уже не будут играть большого значения. Как остроумно заметила российский социолог Ольга Крыштановская, в России бизнес-элиты теперь не будет. Будет просто бизнес. И будут те слабые политические партии, которые уже созданы "под выборы" и которые в столь короткий срок уже не заменить. В такой ситуации Владимиру Путину ничего не остается, как переводить страну на "ручное управление". Теперь уже без посредников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter