Технология обмана: какие нарушения находит Минторг в ходе проверок

Технология обмана

В товаре усушка, в кошельке утруска
На горячую линию Министерства торговли поступил звонок от возмущенной покупательницы: цена на специи, которые она решила купить в универсаме “Рублевский”, при расчете в кассе подскочила на треть. Звонившая рассказала, что перед этим обошла несколько магазинов и отдала предпочтение именно этому универсаму, так как стоимость специй в нем была самой выгодной. Но в чеке она почему-то оказалась выше той, что значилась на самом товаре.



— Извините, ценник старый. А в компьютере стоимость товара только что поменяли, так что придется заплатить по чеку, — невозмутимо парировала администратор магазина.


Таких случаев, увы, немало, что подтверждают проверки Минторга. Всего с начала года в Минске и Минской области представители торговой инспекции проверили 163 магазина. Почти в каждом из них выявлены нарушения, составлено 234 протокола, которые направлены в суды. В виде штрафов с нарушителей за этот период взыскан 1 миллиард рублей — больше, чем за весь прошлый год.


— До недавнего времени потребители чаще жаловались на то, что им в магазинах подсовывают просроченный или недоброкачественный товар. Сегодня же больше нареканий на недовесы и недостоверность цен, — говорит начальник отдела контроля по Минску торгинспекции Минторга Наталья Василевская. — Недобросовестные продавцы рассчитывают на то, что доверчивые покупатели не воспользуются контрольными весами или постесняются потребовать недостающую сдачу. Но есть и такие, кто пытается отстоять свои права, потому и звонят нам на горячую линию.


Специалист советует: в такой ситуации не стоит теряться. То, что цена поменялась, — не повод вводить покупателей в заблуждение. И они вправе потребовать, чтобы им продали товар по стоимости, обозначенной на ценнике.


Представителей контролирующих служб настораживает и тот факт, что покупателей нередко обвешивают при помощи различных ухищрений. В одном из кафе потребкооперации посетителям предлагали готовую кулинарную продукцию с недовесом. Заливная курица “похудела” почти наполовину и вместо 200 граммов весила 120. Порции хлеба не дотягивали и до половины указанного на ценнике веса. В магазине сети универсамов “Рублевский” под подозрение проверяющих попали булочки, которые оказались на 10—15% легче положенного веса. В столичном гастрономе “Особый” любители котлет “По-киевски” также платили за несуществующие граммы. Каждая котлетка оказалась легче положенного веса на 15—20 граммов.


Там грамм, тут грамм — вот вам и килограмм. 
В свой карман. И ни грамма совести

Такое удобство для покупателей, как открытая выкладка продуктов (когда полуфабрикаты, сладости, овощи и фрукты заранее взвешены и расфасованы), таит в себе возможность обмануть даже самых бдительных. В одном из универсамов “Рублевский” расфасованная колбаса оказалась с недовесом в 6—7 граммов.


Еще одна уловка, которую выявляют контролеры, — манипуляции с упаковкой. К примеру, нередко продукция расфасовывается в упаковки производителем, но в магазине товар учитывают как весовой и на ценнике указывают вес брутто вместо веса нетто. То есть покупатель, сам того не подозревая, оплачивает и упаковку по цене товара. Бывает и так, что вроде и вес упаковки честно указывается отдельно от веса товара, но не 35—40 граммов, как на самом деле, а всего 10—15. Получается, что мы снова тратим деньги на то, за что платить не обязаны.


В качестве наказания, помимо штрафов, в некоторых случаях применяется и приостановление работы торговых объектов до устранения выявленных нарушений.


Однако не стоит думать, что все продавцы не чисты на руку. Просто будьте внимательнее, когда совершаете покупки: изучайте чек не отходя от кассы. Если приобретаете большое количество продуктов, в нем “случайно” могут оказаться и такие, которых нет в вашей корзине. Смотрите на весы, когда вам взвешивают товар, пересчитывайте сдачу. На рынке отдавайте предпочтение продавцам, весы которых не загромождены ящиками с товаром, а весовое табло расположено “лицом” к покупателю. Помните: вы имеете право потребовать, чтобы даже расфасованный товар вам продали в бесплатной упаковке или вообще без нее.

СОВЕТ

Контрольное взвешивание

Вежливо попросите перевесить товар не выходя из магазина. Если вам отказывают, сами воспользуйтесь контрольными весами, после чего сверьте полученные данные с указанием веса в чеке и на этикетке. Делайте это в присутствии администратора магазина. Некоторые ловкачи с целью обмана покупателей специально “настраивают” или выводят из строя весовое оборудование.


ЭКСПЕРТИЗА

Не в пользу покупателя

Игорь Буссель, начальник отдела государственного надзора и контроля Госстандарта:

— При проверках весоизмерительного оборудования областными инспекциями Госстандарта в торговых объектах на рынках в первом квартале нынешнего года в 62% случаев обнаружены нарушения установленных требований. В ходе контрольных мероприятий 110 единиц средств измерений оказались неисправными или не прошедшими поверку в установленном порядке. Нарушались правила пользования весами (они не устанавливались по имеющемуся у них уровню, стрелка не была установлена на нуле, весы размещались на непрочном основании). Имелись случаи расположения весов таким образом, что покупатели не могли отследить процесс взвешивания, что не гарантирует точности измерений и может скрывать факт обсчета и обвеса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter