Технология эффективных продаж

Доля продажи белорусских товаров магазинами в прошлом году составила 78,6%

Торговля является своеобразным индикатором экономического развития общества. Именно оптовое и розничное звенья ритейла оперативно реагируют на конъюнктуру рынка, впитывают новые технологии, являются мостиком между производителями и потребителями. О тенденциях развития белорусской торговли рассказал первый заместитель министра торговли Владимир КОЛТОВИЧ.

— Мировой финансовый кризис отразился на макроэкономических тенденциях Беларуси. Снизилось производство непродовольственных потребительских товаров, сократились объемы банковского кредитования на потребительские нужды, незначительно по сравнению с банковскими депозитами увеличились номинальные и реальные доходы населения, между тем розничный товарооборот по итогам 2009 года прибавил несколько процентных пунктов. За счет каких резервов и ресурсов организации отрасли продемонстрировали положительную динамику?

— Действительно, последствия мирового финансового кризиса проверили на прочность торговлю. Но сформированная концептуальная стратегия работы отрасли позволила не только не допустить падения объемов реализации товаров, но и обеспечить рост продаж практически по всем группам. За 2009 год розничный товарооборот составил около 55,9 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 3 % больше, чем в 2008 году. Обеспечение внутреннего рынка осуществляется в основном за счет продукции отечественного производства. Доля продажи белорусских товаров магазинами в прошлом году составила 78,6 %: по продовольственным товарам — 86,5 %, непродовольственным — 67,6 %.

Вместе с тем, по мнению Министерства торговли, а также непосредственно покупателей отечественного товара, промышленность республики еще не в полной мере удовлетворяет спрос потребителей в отечественных тканях, спортивных товарах, высококачественной и современной обуви, одежде, бытовых электротоварах… Недостаточно разнообразен ассортимент отечественной одежды из натурального меха и кожи, джинсовых тканей, которые практически не производятся отечественной промышленностью. Номенклатура выпускаемых в республике игрушек существенно уступает импортным аналогам по дизайну, упаковке, цветовому оформлению, конструктивному исполнению. Многие виды детских игрушек в республике не производятся (музыкальные, радиоуправляемые, электронные, электромеханические, говорящие игры, мячи, детские радиоприемники, плейеры, фотоаппараты и многие другие). Из сложнобытовой техники практически не выпускаются в нашей стране кондиционеры, бензиновые газонокосилки, бензопилы, автомагнитолы, цифровые радиоприемные устройства, элементы питания, мобильные телефоны, многие виды инструментов, канцелярских и спортивных товаров... Чтобы удовлетворить покупательский спрос, эту продукцию приходится импортировать.

С целью недопущения падения розничного товарооборота и увеличения объемов реализации товаров организациями торговли на постоянной основе проводятся выставки-продажи, сезонные и приуроченные к праздничным дням распродажи по сниженным ценам, ярмарки, школьные базары, рекламные акции, дегустации… Только в 2009 году организовано более 16 тысяч распродаж непродовольственных товаров. Значительную роль в увеличении розничного товарооборота в 2009 году, по нашему мнению, также сыграло повышение со стороны работников торговли уровня культуры обслуживания населения, применение торговыми организациями системы дисконтных и накопительных скидок, продление режима работы объектов торговли, увеличение числа круглосуточных магазинов и т.д.

— Во время кризиса многие развитые страны стали развивать различные системы стимулирования внутреннего спроса, чтобы увеличить объемы реализации продукции собственной промышленности. Какие механизмы для достижения этих целей применяются в Беларуси? Создана ли в стране система торговли в рассрочку, о которой говорил в начале прошлого года заместитель премьер-министра Андрей Кобяков и которая призвана увеличить продажи отечественных непродовольственных товаров длительного пользования?

— Одной из мер стимулирования потребительского спроса является продажа отечественных товаров в кредит. Развитию данной меры в значительной степени способствует принятый главой государства Указ от 6 июля 2009 г. № 371 «О льготном потребительском кредитовании». В соответствии с данным документом льготные кредиты предоставляются банками в белорусских рублях сроком до трех лет с уплатой десяти процентов годовых.

По состоянию на 26 февраля 2010 г. коммерческими банками заключено 4,5 тыс. договоров на открытие кредитных линий по льготному потребительскому кредитованию на общую сумму 20,7 млрд. руб. Значительная часть выданных кредитов приходится на ОАО «АСБ «Беларусбанк» (около 14,7 млрд. руб.). В основном населением с использованием льготных потребительских кредитов приобретаются мебель и бытовая техника.

В целях стимулирования продаж отечественных товаров с привлечением кредитных ресурсов подготовлены и внесены в установленном порядке на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов, предусматривающих упрощение процедуры кредитования.

Продажа товаров в кредит осуществляется торговыми организациями также за счет собственных средств. При этом ряд организаций торговли продают товары в кредит без внесения первоначального взноса, с невысокой платой за пользование кредитом (от 5 до 10 %) либо в рассрочку без взимания платы за пользование кредитом.

Один из важнейших инструментов, позволяющих увеличить объемы реализации товаров, в том числе отечественного производства, — реклама. В современных условиях она становится все более важным фактором социально-экономического, общественного и культурного развития, составляет значимую часть экономического пространства, способствует развитию предпринимательства, конкуренции, рыночных отношений. Реклама является одним из основных источников информации о новых товарах, позволяет быстрее и лучше ориентироваться потребителю, способствует увеличению товарооборота, напрямую или косвенно стимулирует производство товаров.

Большую роль играет и социальная реклама, которая стимулирует гражданское самосознание на потребительском рынке. Сегодня в Беларуси созданы благоприятные условия для размещения рекламы отечественными производителями. Тарифы роликов на телевидении, наружной рекламы значительно ниже, чем в сопредельных государствах. В целях наращивания объемов рекламы отечественных производителей для них существенно снижена стоимость размещения рекламы на телеканалах, местными исполнительными и распорядительными органами сокращен в 2 раза размер зачисляемой в местные бюджеты платы за размещение наружной рекламы.

Эффективными способами продвижения товаров, обеспечивающими прямой контакт с потребителями, являются рекламные акции и рекламные игры. Как показывает практика, объем реализации товаров при проведении рекламной игры возрастает на 30—40 %. Однако отечественными производителями такие способы продвижения товаров используются неоправданно мало — количество проводимых ими рекламных игр составляет лишь 5 %. Чуть больше рекламных игр проводят торговые организации — 8 %. В 2009 году Министерством торговли зарегистрирована 321 рекламная игра, в том числе резидентами Беларуси — 41 (17 — отечественными производителями, 24 — торговыми организациями).

Значительно стимулируют потребительский спрос рекламные акции. Их активно проводят торговые организации: более 17 тысяч таких акций по итогам прошлого года. И эти мероприятия дают хороший результат. По данным Могилевского облисполкома, результатом проведения перерабатывающими организациями агропромышленного комплекса активной рекламной деятельности явилось увеличение объемов реализации произведенной продукции в 2009 году к уровню 2008 года на внутреннем рынке сливочного масла на 29 %, сыров — на 49 %. Рекламная акция ОАО «Речицкий текстиль» дала увеличение объема продаж по всем предприятиям оптово-розничной торговли республики на 50 %.

— Лучше всего снижает цены конкуренция. Однако по количеству торговых площадей на тысячу жителей Беларусь пока отстает от европейских стран. Обеспечивают ли уровень «соперничества» в розничном ритейле справедливые торговые наценки?

— Сегодня в отрасли торговли созданы все условия для свободной конкуренции поставщиков потребительских товаров: как в оптовом звене, так и среди объектов розничной торговли. Право свободного формирования розничных цен на потребительские товары в настоящее время предусмотрено Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 183 (исключение составляют отдельные социально значимые товары, приведенные в приложении к данной инструкции), которая предоставляет возможность торговым организациям более гибко устанавливать цены с учетом складывающегося спроса и предложения на потребительском рынке, а также шире использовать предоставление покупателям скидок с розничных цен, что способствует организации различных акций по продвижению товара.

Министерство торговли полагает, что уровень конкуренции по большинству товарных позиций в республике достаточно высок и административного вмешательства со стороны государства при формировании цен не требуется.

— В крупных универмагах и магазинах нередко приходится видеть обилие продавцов в торговых залах. Какие меры принимаются в отрасли для повышения эффективности и производительности труда? Какой сегодня торговый оборот приходится на один квадратный метр торговых площадей и одного работника торговли?

— Как отмечалось выше, за 2009 год общий объем розничного товарооборота через все каналы реализации по республике в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом увеличился на 3 %. При этом товарооборот торговой сети увеличился на 3,2 % (37,4 млрд. руб.). Прирост розничного товарооборота получен в том числе за счет повышения эффективности труда работников торговли. Лишние кадры в отрасли отсутствуют.

Так, за 2009 год нагрузка на одного работника торговли составила 148,9 млн. руб. и увеличилась в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом на 1,8 % при незначительном, на 0,6 %, увеличении численности работников в торговой сети. При этом на один метр торговых площадей в 2009 году приходилось 12,6 млн. руб. товарооборота (в 2008 году эта цифра составляла 10,5 млн. руб.).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter