Технологии против потрясений

Только быстрая модернизация спасет табачный рынок от колебаний

Только быстрая модернизация отечественных производителей может спасти табачный рынок от резких колебаний с повышением акцизов

Нынче в мире немало менеджеров, «отягощенных» классическим образованием, в совершенстве владеющих современными теориями и алгоритмикой ведения бизнеса… Правда, классические подходы не способны на чудеса. Удивительные прорывы происходили в компаниях, руководители которых умели весь большой багаж экономических знаний использовать ситуативно. Не ждать благоприятных моментов, макроэкономической конъюнктуры, удобных цен и других стечений обстоятельств, а действовать сегодня, в зависимости от сложившейся реальности. Но не забывая и про стратегические, долговременные цели. Сказать, что внешние факторы последние десять лет полностью благоприятствовали отечественной табачной отрасли, сложно. В новый век индустрия вошла с устаревшими технологиями и внутренним рынком, переполненным импортом. Не был редкостью резкий рост цен на табачное сырье. В последние годы приходилось лавировать между обменными курсами, чтобы не оголить ритейл, не потерять покупателя и не «свалиться» в «безвозвратные» убытки. ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» умело избегало внешних рисков, проводило модернизацию, и, по мнению руководства предприятия, именно современные технологии являются залогом стабильного экономического положения ГТФ.

Холл фабрики встречает посетителей внушительными стеллажами с образцами продукции, которую производит предприятие: более 60 наименований, из которых 40 — собственные торговые марки. Остальные производятся по контракту и лицензии для международных корпораций ВАТ и JTI. Причем исконная белорусская продукция ничем не отличается от импортной: дизайн на высоком уровне, гладкая пачка, некоторые — с закругленными краями, что считается высшим пилотажем упаковки в табачной отрасли. Впрочем, статистика продаж тоже подтверждает: качественно сделанные отечественные торговые марки на родном рынке обладают большими перспективами. В классическом сегменте «King Size» белорусские «Фэст» и «Премьер» обогнали иностранные торговые марки. В категориях «Super Slims» и «Compact King Size» лидерство отечественной индустрии вообще не подвергается сомнению. «Минск», «NZ» и «Queen» в 3—5 раз обогнали ближайших «одноклассников» под импортными названиями.

Правда, это было в прошлом году. Сейчас у руководителей ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» гости, несколько стесняясь своей нескромности, спрашивают: как предприятие пережило повышение акцизов? С 1 января они рванули ввысь в два раза для основной продукции предприятия, поставив своеобразный рекорд: специалисты не припомнят в новейшей истории прецедентов столь стремительного увеличения фискального пресса на вредные привычки в других государствах. Доля акцизов в розничной цене повысилась с 20 % до 42 %, плюс НДС, налог на прибыль… Словом, львиная доля выручки от табачных изделий поступает прямиком в бюджет. С нового года ГТФ пришлось повысить цены на свою продукцию. Придется это делать и дальше, если налоговые ставки будут увеличиваться. Не «провалился» ли рынок от повышения стоимости сигарет почти на 30 %?

Генеральный директор ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» Юрий Чернышев признается: шоковые повышения акцизов нервируют потребителей, приводят к «рваному» потреблению. «Изменение ставок ни для кого не было секретом, — объясняет он. — И торговля, и граждане в ноябре—декабре запасались еще дешевыми сигаретами. Тогда мы с трудом справлялись с удовлетворением заявок торговли. Ни производителям, ни ритейлу такие «хапуны» не нужны. Говорить об итогах «новой акцизной политики» пока рано. Рынку надо, как минимум, 6—8 месяцев, чтобы израсходовать запасы и войти в стандартную колею».

Пока на фабрике отмечают: то взлеты, то затишья спроса вносят сложности в планирование производства. Это только кажется: «штампуй» товар, который продается сегодня на рынке, и всегда будет высокий уровень реализации. Но ГТФ «Неман» не кустарная фабрика. Производительность каждой из 9 современных скоростных линий — 10 тысяч штук сигарет в минуту. Сигаретно-упаковочная машина последнего поколения отливает краской кожухов и оргстеклом технических окон. Все происходит автоматически: табак и фильтры подаются по пневматической системе, внутри машины из них стремительно скручивают сигареты — глазом не успеешь моргнуть, как машина сделала 3—4 пачки. Даже короба на склад отправляются по движущемуся конвейеру. Мир роботов уже «прописался» в цехах ГТФ. Если и требуется участие человека, то только для настройки оборудования, в основном при переходе на другую продукцию. Правда, линии не любят частых остановок и стартов — быстрее изнашиваются. Поэтому экономически оправданная минимальная партия сигарет — около 100 млн. штук. А ведь фабрике еще приходится поддерживать ассортимент из 40 наименований. Чтобы он всегда был к услугам торговли, в нормальном режиме переходящие запасы на складах не должны падать ниже 2—3 млрд. штук. Резкие колебания спроса ломают логистику производства, сказываются на финансовом результате.

Если и повышать акцизы, то разумно это делать постепенно, растягивая «удовольствие» во времени, чтобы случайно не обрушить рынок. Кстати, таково мнение не только белорусских, но и российских табачников. Соседей особенно не смущают ни различный подход к начислению акцизов в России и Беларуси, ни более низкие ставки на недорогие сигареты. «Российский рынок большой, обладает более широкими возможностями: его емкость — более 400 млрд. штук в год, — объясняет Юрий Чернышев. — А белорусский — всего около 30—35 млрд. штук, поэтому повлиять на продажи соседей мы реально не сможем — не хватит производственных мощностей». Преимущества отечественной акцизной системы со специфическими ставками отметил и директор ИП «Бритиш Американ Тобакко Трейдинг Компани» Павел Бочаров. «Законодательство в Беларуси сбалансировано, позволяет производителям планировать объем акцизных платежей», — считает он. Также он отметил: в стране созданы экономические условия, которые позволили полностью победить «серый» рынок. «Нелегальный оборот в стране табачной продукции полностью отсутствует», — констатировал Павел Бочаров. И добавил: любые резкие и жесткие изменения на табачном рынке обычно провоцируют всплеск нелегальной торговли. По крайней мере, такая реакция наблюдалась в подавляющем большинстве стран мира.

Кстати, в кулуарах российские табачники также признают преимущества белорусской акцизной политики. И с настороженностью относятся к стремлению России догнать по акцизным ставкам Европу. В Англии или Норвегии самая завалящая пачка сигарет стоит минимум 5—7 евро. Но и народ живет там побогаче, и до столь высокой цены на «дым» эти страны шли лет 15—20: у людей было время привыкнуть, что курение не только не самая полезная привычка, но еще и дорогая. Да и поборники высоких цен на сигареты редко интересуются уровнем нелегальных продаж табака в Европе. А он огромный. Не только контрабанда тянется со всего света, но и пошла мода на подпольные цеха, которые окупаются за считанные недели. И никаких налогов, контроля качества. Вместо дорогого табака можно для аромата пахучих химических веществ добавить. Травитесь на здоровье более горючей смесью. Возрождения «нелегальщины» опасаются и белорусские, и российские табачники. В любом случае, если для курильщиков ценовой доступ к сигаретам будет перекрыт, им всегда помогут азиатские производители. Благо в этом регионе переизбыток производственных мощностей, а дешево и сердито там умеют делать практически любую продукцию. Но и налоги будут оставаться там.

«Чтобы не сбавить обороты, необходимо решительно модернизироваться и осваивать внешние рынки», — уверен Юрий Чернышев. Этот процесс на фабрике идет постоянно. В марте запустили в эксплуатацию новую линию по выпуску продукции формата «Super Slims». Это — совместный проект ОАО «ГТФ «Неман» и корпорации «British American Tobacco», который партнеры финансировали в равных долях. Новая линия позволит закрыть все потребности внутреннего рынка в «тонких» сигаретах: в прошлом году наблюдался некоторый их дефицит. Пользуются они спросом и на экспортных направлениях. Правда, в Европе обсуждают очередное ноу-хау: запретить облегченные форматы сигарет. Мол, выглядят они слишком эстетично, вдруг поспособствуют популяризации табака своим экстерьером.

«Наши сигареты за свое качество котируются среди европейских курильщиков, — не скрывает Юрий Чернышев. — Для выпуска конкурентоспособной продукции постоянно и модернизируем предприятие. С 2005 года вложили в перевооружение почти 40 млн. евро». Самое интересное, что отечественные торговые марки, в частности «Фэст», стали активно подделывать подпольные цеха в других государствах. Даже в Азии, чтобы потом по «серым» каналам продавать их в ЕС. Однако если европейские подделки хотя бы внешне похожи на оригинал, то у дальневосточных контрафактников возникают проблемы с повторением названия: в иероглифической системе написания буква «э» отсутствует. Ее никак не могут повторить, заменяя невнятной местной «закорючкой». Словом, у законодательного пресса на отрасли «вредных привычек» всегда есть две стороны медали: с ростом запретов и цен официальные продажи падают, но потребление остается почти на том же уровне. Только удовлетворяется «подпольщиками». И тогда уже об элементарном соблюдении стандартов и норм безопасности продукции говорить не приходится. Так происходит во всех странах, независимо от менталитета. И добропорядочная джентльменская Англия стала местом паломничества табачных контрабандистов. Теперь главное — не повторить их проторенную дорожку. Европейский опыт всегда ценен. Но не только удачами, но и большими ошибками. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter