Технологические инновации переписи населения в Беларуси представлены на международном форуме в Алматы

В регионе Содружества Независимых Государств Республика Беларусь первой провела перепись населения в цифровом формате и первой предоставила возможность переписаться самостоятельно через Интернет. На это обратили внимание в своем докладе представители Беларуси председатель Национального статистического комитета Инна Медведева и Жанна Василевская, заместитель председателя Национального статистического комитета, выступая на Международном форуме Международном форуме в Алматы «Переписи населения: вызовы и возможности» с докладом о технологических инновациях проведения переписи населения в Беларуси. 

Фото из архива «СБ»

- Пробная перепись населения Республики Беларусь была проведена со 2 по 13 октября 2017 года. При подготовке и проведении пробной переписи для переписного районирования были использованы административные источники данных – регистр населения и реестр адресов, на основании которых были сформированы карты переписного и счетных участков. Апробирование технологии создания картографического материала в электронном виде показало целесообразность использования административных данных для подготовки и проведения основной переписи. В период с 5 по 30 ноября 2018 года регистраторы осуществили сплошной обход жилых и нежилых строений в пределах выделенного для них участка территории, - подчеркнули спикеры.

Они сообщили участникам форума, что перепись населения Республики Беларусь 2019 года проводилась комбинированным методом – опрос населения осуществлялся в сочетании с данными из административных источников. Респондентам была предоставлена возможность самостоятельно заполнить переписные листы в сети Интернет или пройти устный опрос с переписчиком на стационарном участке или на дому. Данный подход позволил обеспечить высокую активность участия населения в переписи, поскольку респондентам было предоставлено право выбора удобного для них способа прохождения опроса.

- Успешному проведению переписи способствовала активная информационно-разъяснительная работа, - подчеркнули докладчики.   

По их словам, для цифровой переписи 2019 года были характерны такие технологические инновации как разработка автоматизированной системы «Перепись населения» и другие.   

По итогам форума участники мероприятия приняли резолюцию, в которой обозначили ряд ключевых моментов, в том числе о том, что перепись населения сохраняет своё значение как основного источника данных о населении, необходимом для анализа и прогнозирования социально-экономического развития стран, мониторинга достижения Целей устойчивого развития и соответствующих международных обязательств, таких как Международная конференция по народонаселению и развитию (МКНР), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Конвенция о правах ребенка (CRC).

В документе также сказано, что итоги переписи должны быть общедоступными, включая необходимость представления информации в территориальном разрезе, в том числе на районном (местном) уровне. Важно, чтобы учитывались потребности разных категорий пользователей в информации с разным уровнем дезагрегации данных, включая предоставление возможности работы с микроданными.

- Национальные статистические службы всецело привержены созданию/развитию всеобъемлющей правовой базы, которая позволит им начать подготовку к переписи населения раунда 2030 года. При этом правовые основы проведения переписей населения должны быть взаимоувязаны с законодательством, касающимся охраны персональных/личных данных, - подчеркивается в резолюции.

Участники форума отметили целесообразность начать подготовку к переписи населения раунда 2030 года заблаговременно, с учетом практики проведения переписей раунда 2020 года. При этом подчеркнули, что дальнейшее развитие и применение современных цифровых технологий может стать средством, позволяющим снизить нагрузку на респондентов и переписной персонал и   ускорить сроки обработки, повышение качества данных и публикации итогов переписей населения. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter