Тегеран-2003

Парадокс, но факт - чем абсурднее выглядит очередная идея Пентагона, растиражированная в мировых СМИ в виде утечки информации, тем вероятнее она становится явью.
Парадокс, но факт - чем абсурднее выглядит очередная идея Пентагона, растиражированная в мировых СМИ в виде утечки информации, тем вероятнее она становится явью. Вот, например, уже несколько недель муссируются слухи о том, что Пентагон с целью свержения исламского режима разработал план удара по Ирану, причем плацдармом для него станут бывшие советские республики. Абсурд?

Но сегодня это уже факт реальной политики! Имею в виду планы США по передислокации из Германии в Азербайджан около 15 тысяч американских военнослужащих. Влиятельное издание "Wall Street Journal" называет со ссылкой на источники в Пентагоне и численность контингента, и цель его передислокации - охрану трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан и борьбу с международным терроризмом. Азербайджанские эксперты полагают, что речь идет о намерении Вашингтона укрепить свое влияние в стратегически важном регионе. Понятно, что речь в первую очередь идет о южном соседе - Иране.

Собственно, такой поворот событий вполне прогнозируем. После окончания войны в Ираке в воздухе витал вопрос: кто следующий? Продолжение превентивных войн логично вытекает из стратегии США, направленной на доминирование в ключевых регионах планеты.

Главная интрига сегодня заключается в том, к каким методам прибегнет американская дипломатия, чтобы убедить мировое сообщество в легитимности своих действий. И если по поводу оружия массового поражения в Ираке, которое там так и не нашли, Колин Пауэлл начинал свою речь в Совете Безопасности с намеков, то сегодня такая откровенная "липа" не пройдет.

В последние дни все очевиднее разыгрывается ядерная карта Ирана. Главы МИД стран - членов ЕС призвали Тегеран без всяких условий подписать дополнительный протокол к Договору по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО), предполагающий ужесточение режима возможных инспекций МАГАТЭ.

При этом генеральный директор международного агентства по атомной энергии Мохамед Эль Барадей заявил, что Иран не выполнил своих обязательств перед агентством по ДНЯО, не проинформировав его об отдельных компонентах своей ядерной программы, а также о ряде имеющихся у него ядерных материалов.

Уже совершенно ясно, что США будут добиваться недвусмысленной констатации того, что "Иран нарушил ДНЯО". Что означает автоматическое вынесение вопроса на рассмотрение Совета Безопасности ООН с перспективой введения против Тегерана международных санкций. Все это как две капли воды, отмечают западные аналитики, напоминает иракскую историю "несотрудничества" Багдада с международными инспекторами.

Насколько же серьезны намерения США идти до конца, то есть на военную операцию в этой стране? Начальник управления Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Беларуси Владимир Якутенко считает такое развитие событий вполне вероятным. По его мнению, в течение двух-трех месяцев США попытаются под видом борьбы с бандитами в Ираке создать там многонациональные вооруженные силы, что, кстати, уже делается. При этом будут использованы американские базы, расположенные в Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, для размещения американской авиации, сил для проведения воздушных десантов и спецопераций. В Средиземное море и Персидский залив будут введены дополнительные авианосные ударные силы.

По мнению политолога Розы Турарбековой, после "удачной" иракской кампании вполне возможно и тиражирование иракского сценария в Иране. Что касается реакции международного сообщества, то Евросоюз, например, занял принципиальную позицию не с точки зрения защиты Ирана, а с точки зрения допуска инспекторов МАГАТЭ ко всем ядерным объектам страны. Таким образом, ЕС пытается предупредить шаги США и перехватить у американцев инициативу. Как считает Роза Турарбекова, в этом Евросоюз необходимо поддержать, чтобы пустить ход событий в дипломатическое русло. По ее мнению, для нас важно также знать, насколько принципиальна позиция Российской Федерации. Известно, что Россия прекратила ядерное сотрудничество с Ираном в ядерной области, и это было сделано явно под американским давлением - видимо, были использованы некие рычаги экономического воздействия. Однако нужно учитывать, что все это происходит накануне выборов в России, а в народе преобладают антиамериканские настроения.

Скорее всего, делает вывод политолог, мы будем наблюдать очень горячие споры по иранскому вопросу внутри России и, видимо, правительство будет стараться перевести проблему в дипломатическую плоскость.

Плоскости могут быть разные, а вот задача при этом у российской дипломатии одна: не допустить попадания в руки Тегерана ядерного оружия, но и не упустить своих экономических интересов в этой стране. Иначе место российских подрядчиков в Иране займут западные компании, как это уже произошло на нефтепромыслах в Ираке.

На последних саммитах в Эвиане и Санкт-Петербурге Президент Путин вроде бы почти солидаризовался по иранскому вопросу со своим американским коллегой, о чем немедленно сообщили западные СМИ. Правда, официальный представитель МИДа России Александр Яковенко тут же дезавуировал факт соглашений, заявив, что Россия увязывает отказ экспортировать в Иран ядерное топливо только с подписанием Тегераном отдельного технического договора.

Позиция России по Ирану очень сложная, поэтому Кремль прибегает к выжидательной политике. Но сейчас Владимиру Путину все-таки следует высказать свою точку зрения. Иначе, цитирую одного из российских политологов, "мы можем полностью потерять Иран, как потеряли Ирак на долгое время".

Белорусский исследователь Владимир Якутенко солидарен с такой оценкой, считая, что Соединенные Штаты, укрепив собственные позиции на Ближнем Востоке и вдоль южных границ СНГ, политически и экономически вытесняют Россию из этого региона.

Если Россия позволит США проделать с Ираном то, что было проделано с Ираком, то, по мнению Якутенко, ее авторитет в мире упадет. Россия теряет не только политическое влияние, но и несет экономический ущерб.

А между тем опрос общественного мнения, проведенный под руководством бывшего государственного секретаря США Мадлен Олбрайт вашингтонской организацией "Pew Research Center", показал, что война в Ираке усилила во всем мире недоверие к США. Опрос также зафиксировал уменьшение солидарности с Соединенными Штатами по всей Европе. "Расхождения между американцами и западноевропейцами явно усилились, - заявил директор "Pew Research Center" Эндрю Кохут.

Спустя 60 лет после исторической встречи в Тегеране, когда лидеры ведущих мировых держав того времени скроили послевоенную карту мира, происходит новый геополитический передел. Останутся ли при этом союзники по одну сторону баррикад перед лицом новых вызовов безопасности?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter