На Национальную театральную премию в этом году претендует рекордное количество спектаклей

Театры идут с козырей

На этой неделе на сцене театра им. Я. Купалы состоялось торжественное открытие VII Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия». В конкурсе заявлено 32 спектакля из 20 театров Минска, Витебска, Бреста, Гомеля, Гродно, Могилева, Молодечно и Слонима. Разные составы жюри будут работать по четырем секциям: «Театр драмы», «Театр кукол», «Музыкальный театр» и «Спектакль для детей и юношества». Впервые в конкурсе представлено такое большое количество спектаклей. Напомним, что проходит он раз в два года.

«Апошні атракцыён».
ФОТО ДАРЬИ ТИТОВОЙ.

— Конечно, масштабы нашей Национальной театральной премии и той же «Золотой маски» несравнимы, — считает профессор кафедры режиссуры Белорусской государственной академии искусств, кандидат искусствоведения член жюри секции «Театр драмы» Григорий Боровик. — Но чем она хороша именно в последние годы? Она учитывает нашу специфику. Это форма и поощрения, и сверки художественных критериев. Как правило, из 10 — 15 спектаклей всегда выделяется один или несколько крайне оригинальных, и это немало. В силу разных обстоятельств мы порой уделяем меньше внимания нашим региональным коллективам. Премия заполняет этот пробел, здесь всегда присутствуют коллективы из областей.
Важно вовремя поддержать талант, поощрить региональный театр, который двинулся вперед в своем развитии. Столица должна питаться регионами, талантливых режиссеров из провинции следует привлекать в столичные театры.
Остановимся на некоторых номинантах. Большой театр Беларуси представлен в конкурсе операми «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана и «История Кая и Герды (Снежная королева)» Сергея Баневича. Обе оперы — в постановке главного режиссера театра Анны Моторной. На звание лучшего балета будут претендовать «Спящая красавица» и «Дон Кихот» в версии худрука театра народного артиста Валентина Елизарьева. Здесь его конкурент — «путешествие во снах» молодого хореографа и ученика Елизарьева Сергея Микеля «Под•Сознание» на музыку Арво Пярта и Эрика Сати на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра. Также Музтеатр представил сразу две работы главного режиссера Михаила Ковальчика: «Невесту из Имеретии» Гии Канчели и рок-оперу «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. У этих спектаклей большое число преданных поклонников: многие приходят приобщиться к грузинскому колориту или пролить слезы над историей любви графа Резанова и прелестной Кончиты не один раз.

«Невеста из Имеретии».

— Зрительский успех и качество спектакля все-таки неразделимы, — уверен Михаил Ковальчик. — В современном мире зритель довольно пресыщен, избалован, успех может возникнуть только в том случае, если мы действительно поразили его воображение.

Любопытно, что в этой же номинации Ковальчик-старший будет соревноваться с сыном: работа худрука театра им. М. Горького Сергея Ковальчика «Граф Монте-Кристо» также претендует на звание лучшей. Здесь же — мощный театральный хит Владиславы Артюковской «Гурьянов» Молодежного театра эстрады и ее же шоу-опера для детей и взрослых «Мухи-Цокотухи бал». Композитор обоих спектаклей — многоликий Александр Сухарев.

В номинации «Лучший спектакль театра драмы для большой сцены» найдем взбудоражившую праздные умы «и драму, и комедию» «Идиот» театра им. М. Горького, режиссеры Стево Жигон и Ивана Жигон (Сербия). Также в этой номинации — пронзительная трагикомедия об обитателях пансионата для одиноких «Апошні атракцыён» театра им. Я. Купалы. Интересно, что, поработав с нашими актерами, режиссер Андрей Заводюк поставил пьесу драматурга Дэвида Линдси-Эбера и у себя в театре им. А. С. Пушкина в Москве. Театр-студия киноактера представлен в конкурсе спектаклем худрука народного артиста Беларуси Александра Ефремова «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова, а брестский театр — «Женитьбой» Н. В. Гоголя в постановке главного режиссера Тимофея Ильевского. В номинации «Лучший спектакль театра драмы для малой сцены» будут соревноваться «Пакуль яна памірала» из Слонима и «Авантюристки» Камерного драматического театра Наталии Башевой.
Подведение итогов VII Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» состоится 18 ноября в театре им. Я. Купалы.
«Под•Сознание».

АНИСЕНКО СТАЛ ЭВЕНКОМ

На какие только жертвы не идут режиссеры сегодня, чтобы донести до зрителей свой замысел во всей полноте! Так, художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко, чей спектакль «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» представлен в конкурсе, перевоплотился в одного из персонажей — эвенка Еремеева и уже с успехом выступил на гастролях в Старых Дорогах и Копыле. Анисенко заменил ушедшего актера, но этот вынужденный шаг пошел только на пользу:

— Ощущения потрясающие! Когда ты внутри истории, все происходящее видишь по-другому. Радуюсь за наших актеров, которые раскрылись в постановке по-новому. Куда бы мы ни приезжали, нас внимательно слушает зритель, он отвык от таких теплых, человечных историй. Уверен, когда сеешь добро и надежду, это дает свои плоды.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter