Театральный роман

Как молодой театр искал своего зрителя
Создавая три года назад Современный художественный театр (СХТ), Владимир Ушаков поставил задачу приобщить своего зрителя к классике через шутку, мастерскую импровизацию, карнавал, игру в игре. Может, актеры задумали потакать нетребовательной публике? Конечно, нет, СХТ культивирует отнюдь не суррогатный китч, но и не рафинированное искусство, это театр не для ограниченных филистеров, хотя и не для утонченной публики. Актерский ансамбль, созданный Ушаковым, стремится показать своему зрителю театр «комедии положений» — яркий, нестандартный, качественный. Еще Владимира Васильевича мы знаем и как создателя вокально–инструментальной группы «ДетиДетей», учредителя театральной антрепризы «Виртуозы сцены», организатора в Минске концертных туров звезд. Широкая творческая натура — продюсер Ушаков. Хотя когда–то он грезил стать актером. Но на экран Владимир Васильевич попал только в 35 — и то в эпизоды в амплуа комика. И снимался нередко: в 8–серийном фильме Ульяны Шилкиной «Золотой теленок», в «Отрыве» Александра Миндадзе, в сериалах «Бальзаковский возраст», «Адвокат», «Афромосквич», «Ускоренная помощь», «Отель «Исполнение желаний».

— На днях вы приехали из Москвы со съемок в 40–серийном фильме «Кошки–мышки». И кто был ваш герой на этот раз?

— Пока не хочу раскрывать все карты. Скажу лишь, что я теперь играю одну из главных ролей — управляющего казино. Мой герой — юморной обеспеченный человек, который безумно любит женщин. Тематика сериала типична — о нереально богатой жизни, когда миллионеры не знают, на что тратить деньги. В «Кошках–мышках» снимаются Матлюба Алимова, Андрей Чернышев, Влад Сташевский. Где буду играть потом, не знаю. Предложений очень много. Наконец я достиг того момента, когда могу выбирать.

— А довольны ли вы собой как актером?

— По крайней мере, я чувствую в себе силы... Мне очень сложно сказать, талант я или нет, у меня как продюсера есть претензии к артисту Владимиру Ушакову... Но о своих недостатках не хочется говорить, не правда ли? Единственное, чего не скроешь, моя неправильная дикция. Но я играю такие роли, где этот изъян становится изюминкой, одним из главных моих достоинств. А в остальном... Может, сказывается отсутствие театрального образования... Ведь Ташкентский театрально–художественный институт я не окончил. Но затем работал в Ташкентском театре–студии киноактера, Гомельском драматическом театре, Гомельском молодежном театре. Так что профессиональный опыт у меня солидный.

— Без какого качества характера вы бы не достигли успеха?

— Знаете, я со временем понимаю, что достижения сопряжены с громадным желанием и мужеством. Но чтобы не потерять себя по дороге к успеху, надо избегать компромиссов, не поддаваться чужому влиянию. Человек, чтобы быть настоящим, должен развивать упорство, настойчивость, уверенность в себе — это просто необходимо для настоящей карьеры.

— Но часто в начале пути людей унижают... Что тогда? Есть советы?

— Конечно, человек должен сохранить уважение к себе в любых условиях. Из любой ситуации, из самого унизительного положения есть выход — через вход! Да, иногда правильнее отказаться от «выгодного» предложения, если вместе с ним связано посягательство на вашу честь, ваше мировоззрение. И со мной такое бывало. Но все это прошло. Чем человек достойнее преодолевает трудности, тем он скорее получает свой призовой фонд сверху.

— Откуда же вы теперь черпаете энергию для новых творческих проектов?

— Да, вы угадали, я очень увлеченный человек. Мне безумно нравится то, что делает СХТ, именно это дает вдохновение, силы на следующие проекты. Знаете, когда происходит единение зала и сцены, что часто бывает у нас на спектаклях... Не то что сериалы. Зато киношная работа приносит финансовое благополучие — в отличие от продюсирования.

— Вы думаете, что с появлением СХТ белорусский театр высвободился из прокрустова ложа традиционных форм?

— Нет, перелома мы не сделали, а просто нашли своего зрителя, которому как раз не хватало того, что делает СХТ. Перенимая европейский театральный опыт, мы хотим облачить пьесы классиков в новую нестандартную форму. Молодежь от 18 до 30 лет смотрит наши постановки с удовольствием. Актеры у нас тоже совсем молодые, кроме меня и Тамары Мироновой. Главное, на мой взгляд, что есть в нашем театре, это контакт, общение, понимание со зрителем. Я считаю, чем больше будет оригинальных, неожиданных театральных проектов, тем меньше будет людей, не любящих театр. Кстати, 20 октября мы представим оригинальный авторский комик–project Сергея Ковальского спектакль «Лунатики». Он решен в жанре театральной клоунады. Проект философский. Удивлены? Но клоуны бывают грустные... Эта работа раскроет наш театр с неожиданной стороны. Нам важно, чтобы актеры развивались, не останавливаясь на одном амплуа. А 24 ноября «Виртуозы сцены» привезут интересную премьеру «Эй, Труффальдино!» — комедию «Слуга двух господ» Гольдони в новой версии сыграет один из самых топовых московских артистов Алексей Чадов. Помните, он снимался в фильмах «9 рота», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Слуга государев»?

— А как вы считаете, всегда ли артистам СХТ удается создавать качественный юмор, избегая постыдных и пустых шуток?

— Мне кажется, да. Качество юмора зависит от степени воспитания актера, его культуры восприятия мира. Театральные артисты образованы иначе, чем, например, воспитанники «Фабрики звезд». Хотя в последнее время и у них начали участвовать такие деятели искусства, как, например, Нина Чусова. Подготовка актера театра намного добротнее, я бы сказал, интеллигентнее, чем, допустим, студенческих команд КВН, которые, поднимая планку юмора, часто пользуются приемами ниже пояса. Но само воспитание артистов не позволяет нам опускаться до этого. Предлагая своему зрителю комические сцены, мы держимся уровня первых легендарных капустников московских театров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter