Театральный пирог

Сегодня в Бресте завершается VI Международный театральный фестиваль "Белая вежа" Не каждому выпадает счастье жить в городе, где есть театр.
Сегодня в Бресте завершается VI Международный театральный фестиваль

"Белая вежа"

Не каждому выпадает счастье жить в городе, где есть театр.

А вот Бресту повезло: есть свой театр и... международный театральный фестиваль. Такая форма пропаганды театрального искусства свела на нет издержки периферийности, провинциальной пассивности и невежества. Вот уже шестой раз осенью в город приезжают творческие коллективы из многих стран мира на международный фестиваль "Белая вежа", который длится целую неделю. Все билеты на спектакли распродаются задолго до начала самого театрального праздника.

Человек сошел с поезда

Просветительское влияние фестиваля автор этих строк испытал на себе лично. Признаюсь, три года назад во время третьей "Белой вежи" переступил порог Брестского театра драмы и музыки только по долгу службы. Нужно было написать о фестивале. Задача предстояла не из легких, потому что увиденные спектакли, которые досмотреть до конца у зрительного зала не хватало терпения, не вдохновляли, а портить праздничную атмосферу театральной фиесты не хотелось. Все изменилось в сознании до наоборот после просмотра спектакля Киевского театра драмы и комедии "Немного вина, или 70 оборотов". Впервые в жизни довелось убедиться, что актеры на сцене могут на полтора часа загипнотизировать зрительный зал, заполненный людьми разного возраста, вкуса, интеллекта, заставить проникнуться философским содержанием пьесы. А кудесничали на сцене всего-навсего три молодых актера. Они играли пьесу киевского режиссера Дмитрия Богомазова, поставленную по новелле итальянского писателя Луиджи Пиранделло, творившего в начале минувшего века. Бесхитростный сюжет о человеке, сошедшем с поезда и застрявшем в глухой таверне, благодаря тонкой режиссерской трактовке через призму современности и блестящей игре актеров на сцене воплотился в сложнейшую философскую притчу о смысле жизни.

Примерно такой же фурор в Бресте через год произвели три актера-клоуна театра "Маньяна" из Стокгольма, показавшие спектакль "Мисс Джулия" по пьесе шведского классика Августа Стринберга. Философскую драму со смертельным исходом они играли под нескончаемый хохот зрителей, которым, несмотря на языковой барьер, все было понятно.

Запомнилось брестскому зрителю по минувшим фестивалям и актерское трио белорусов в спектакле "Арт" в постановке Минского малого театра. Спектакль потряс и виртуозно написанной пьесой, и игрой актеров, и режиссурой.

Из увиденного на нынешнем фестивале в ряд блестящих театральных работ можно отнести спектакль словацкого театра "Театр Татро" "Бьянко Брасели - женщина с двумя головами". Словаки привезли с собой в Брест не только декорации, но и собственную сцену: действие спектакля происходит в шатре, возведенном во внутреннем дворе Брестского драмтеатра. По ходу спектакля его герои свободно передвигаются под куполом шатра, создавая максимальную приближенность зрителя к условной сцене. Балаганный стиль сценического общения со зрителем позволяет непринужденно говорить о вещах серьезных, извечно актуальных и о ценностях человеческой жизни. Для героя пьесы, разгадавшего трюк аттракциона с женщиной о двух головах и уразумевшего, что его просто ловко обманывали, рушится мироздание...

На фоне истории

Открыл в этом году "Белую вежу" спектакль "Чорная панна Нясвiжа" Национального академического театра имени Янки Купалы. Брестские зрители изрядно поспорили по поводу прошлогодних обладателей первого приза, присужденного тогда жюри за спектакль "Князь Витовт", разыгранный в древнем городе Каменце у стен многовековой башни, по имени которой и назван международный театральный фестиваль.

Кому-то "Чорная панна Нясвiжа" - собственно, интерпретация классической темы "Ромео и Джульетты" на основе легенды, уходящей корнями в древнюю историю Речи Посполитой, - в исполнении столичных актеров показалась монотонной и наивной. Критики не щадили постановку - мол, исторический фон, подчеркнутый соответствующими богатыми декорациями и костюмами, частые танцевально-хореографические репризы затушевали индивидуальные творческие лица актеров. Отдельные сцены спектакля больше походили не на театральное действо, а на демонстрацию моды минувших веков. Дружные фотовспышки репортеров при этом только усиливали впечатление пышной надуманности происходящего на сцене.

Однако член жюри московский театральный критик Марина Астафьева считает "панну Нясвiжа" спектаклем, сделанным в духе современных театральных веяний. Современный спектакль она сравнивает со слоеным пирогом, где всего должно быть понемногу: и философии, и яркой актерской индивидуальности, и музыки, и хореографии. В этом пироге каждый зритель обязательно найдет то, что ему по вкусу. В каких пропорциях - это уже зависит от авторского замысла. Именно таким и показался ей спектакль купаловцев на брестской сцене, который, по ее мнению, оставил что-то свое в душе каждого зрителя.

Что ж, с профессионалом трудно спорить. Тем более что по принципу слоеного пирога, как показывает практика, формируется и вся репертуарная афиша "Белой вежи". Это признал в беседе с корреспондентом "СБ" и хозяин фестиваля, директор брестского драмтеатра Александр Козак, автор идеи театрального праздника в городе, которую он когда-то вынашивал и пробивал в вышестоящих кругах не один год.

Основу репертуарной афиши составляют спектакли национальных театров республики. По уже сложившейся традиции, постоянные и желанные гости на каждом фестивале - коллективы из Прибалтики, России, Украины. В этом году приехали актеры из Польши, Армении, Турции, Румынии, других дальних и близких стран. Естественно, что география для оргкомитета фестиваля - не самоцель. Ориентир делается на театры и спектакли, которые могут отразить современные тенденции в театральном мире. Особое внимание к молодым коллективам, работающим в стиле сценического эксперимента.

Анекдоты от "Артефакта"

Есть у фестиваля и одна особенность, уже давно обратившая на себя внимание. Каждую осень Александр Козак старается пригласить в Брест актера, способного стать изюминкой того самого театрального пирога, который готовят для брестских зрителей организаторы "Белой вежи". Два года назад это была Элина Быстрицкая в паре с Владимиром Андреевым в театральной классике - спектакле "Перекресток". В минувшем году - Владимир Конкин и Лариса Лужина в спектакле "Театральный анекдот", сыгранном труппой московского театра "Артефакт". Нынче в Брест приехал "Театр Луны" из Москвы, руководимый Сергеем Прохановым, известным широкой публике по комедийной роли "усатого няня" в советские времена. В показанном на брестской сцене спектакле "Старый новый Фауст" играл Никита Высоцкий.

Но надо отдать должное молодому актеру: в отличие от своих маститых коллег, побывавших на фестивале ранее, он не злоупотреблял авторитетом фамилии. Только в первых сценах спектакля над зрителем довлело внешнее сходство сына с отцом и пронизывал знакомый надрывный голос. Далее сценическое противостояние человека и дьявола полностью захватило зал, чему способствовала и блестящая игра партнеров Никиты Высоцкого, которого по праву считают в театральных кругах Москвы восходящей звездой сцены. Сам Никита Высоцкий во время пресс-конференции рассказал о собственном понимании сыгранной им роли Фауста, рассказал о себе.

Параллельно со смотром драматических постановок в Брестском театре кукол прошел фестиваль кукольных спектаклей. Кукольники уже давно доказали брестчанам, что в кукольный театр стоит ходить не только детям. Финальным аккордом театрального смотра стал спектакль, показанный театром из Японии "Цветущий сад дедушки". Главный режиссер театра Ешыо Хошыкава еще в прошлом году собирался привезти в Брест этот спектакль, но расстояние между Брестом и Токио, наверное, не позволило вовремя оформить соответствующие документы. Нынешней осенью японцы добрались до Бреста, и встреча с брестским зрителем наконец состоялась.

На снимке: сцена из спектакля "Чорная панна Нясвiжа".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter