Театральная виагра

О проекте театрального фестиваля "Открытый формат" "Театр ON-Line" не хочется говорить банальности, что вот, мол, одно из самых примечательных событий фестиваля, но ведь действительно примечательное! И по своему энергетическому накалу не уступает ни пожару на спектакле Серебренникова "Пластилин", ни факту появления на минской сцене "Вишневого сада" Некрошюса.
О проекте театрального фестиваля "Открытый формат" "Театр ON-Line" не хочется говорить банальности, что вот, мол, одно из самых примечательных событий фестиваля, но ведь действительно примечательное! И по своему энергетическому накалу не уступает ни пожару на спектакле Серебренникова "Пластилин", ни факту появления на минской сцене "Вишневого сада" Некрошюса.

Среди участников этого странного эксперимента оказались молодой российский драматург Сергей Калужанов (пьеса "Не знаю"), ученик Марка Захарова Михаил Покрасс (пьеса "Что это было"), драматург Андрей Карелин (пьеса "Хочу быть хомячком"), режиссер Александр Гарцуев, актриса и режиссер Оксана Мысина, актриса Светлана Аникей, которой удалось справиться с тремя (!) ролями в разных постановках, а также Олег Гарбуз, Вячеслав Павлють, Зоя Белохвостик и другие актеры Купаловского театра. Таким образом, белорусы и россияне, вдохновляясь примером друг друга, творили вместе.

Спектакли, как и положено, получились разными. Диапазон их был широк: от нарочито безыскусного, тягостного монолога в зал до шутливого трэша и игры в советское ретро. Все началось с профессионального азарта, и в некоторых постановках закончилось здоровым куражом. Участникам захотелось испытать свою творческую лабораторию на прочность: оголить нервы, донести до зрителя все всхлипы и эмоции свеженькими, дать дотронуться до того, что у театральных критиков красиво называется энергетикой и атмосферой.

Кто-то воспринял эту идею как возможность откровенно похулиганить, как творческая группа во главе с драматургом Андреем Карелиным. Спектакль "Хочу быть хомячком" был явно рассчитан на молодого зрителя. Он заигрывал с эстетикой "черного трэша": герои по ходу пьесы съели кота, а в финале произошло двойное убийство. Разумеется, из-за женщины, которая, в свою очередь, любила гулять по осеннему парку.

Трогательный спектакль "Не знаю" в постановке Александра Гарцуева - бодрая вариация на тему выяснения семейных отношений. Получилось весело. Москвич Калужанов придумал изобретательный, чисто литературный текст, который захотелось прочесть на бумаге из-за его стилистических рюшечек и бантиков. Режиссер уверенно развел актеров по разные стороны баррикад, и битва началась. Было ясно, что Вячеслав Павлють за маской крикливого меланхолика скрывает любовь, а его супруга - Зоя Белохвостик - может простить ему любую мужскую слабость, что и демонстрирует в финале. У Белохвостик, слава Богу, еще со времен "Кровавой Мери" есть немалый опыт по ведению семейного боя.

Литературной основой театральной фантазии Екатерины Огородниковой стала пьеса в стихах "Все, что нам нужно, - любовь и дружба" десятилетней Ольги Вознесенской, пишущей почему-то под двумя псевдонимами Ольга Вознесенская и Валя Павликова.

С этой постановкой произошло и вовсе что-то удивительное: детская непосредственность текста, вполне искренняя изначально, обернулась в умелых руках гротесковой постмодернистской фантазией в стилистике соцреализма, навевая ассоциации с лирическими стихами Агнии Барто. Герои катались на лодке, грузили в шахте уголь, мечтали на скамейках, бегали по лесным тропинкам. Детский наив первоисточника превратился в стеб и иронию. Для юного автора наверняка осталось загадкой, над чем хохотала взрослая театральная публика почти весь спектакль.

Жесткий психологический театр и театр экспериментальный поделили "поляну" "Театра ON-Line" поровну. Наверное, не для того, чтобы угодить всем, просто именно такой расклад существует в современном белорусском театре. Зритель требует "попсы" про душераздирающие любовные треугольники, режиссеры пытаются озвучивать в простых спектаклях сложные подтексты, театральные критики - говорить о том, что критики у нас нет. В общем, все при деле.

Радует то, что наш театр встряхнулся, ожил, поглядел, что заплаты на его парадном мундире не так уж и страшны, в них можно еще выйти и потешить публику. Одна пишущая коллега во время антракта заметила, что все чаще белорусский театр напоминает ей любимого мужчину: приходишь к нему, ждешь, что он чем-то удивит, а он улыбается, говорит, какой он хороший и удивлять совершенно ничем не желает. Пока в него еще веришь, но чувства все равно угасают. Продолжая метафору, можно смело сказать, что сам фестиваль "Открытый формат" в целом и его проект "Театр ON-Line" в частности стали своеобразной театральной виагрой. Жаль только, что срок ее действия, как и у любого допинга, заканчивается. Так что лучше не привыкать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter