Театр военных действий Что происходит в ТЮЗе?

Театр для актера - и дом, и семья.
Театр для актера - и дом, и семья. А в семье, как известно, бывает всякое. Но когда сор из избы выносится так, как это происходит сейчас в ТЮЗе (актеры пишут письма в Министерство культуры и другие инстанции, пытаются втянуть в свой конфликт актеров и режиссеров других театров, уже не заботясь ни о собственной репутации, ни о репутации своего "дома"), значит, обстановка накалялась там давно.

Возможно, в других обстоятельствах смерть главного режиссера Театра юного зрителя Андрея Андросика считалась бы трагическим стечением обстоятельств, но притча о том, как "тюзята" пожирают друг друга", родилась в театральных кругах задолго до того, как сюда пришел Андрей Федорович. Когда же его родные отказались от традиционных для всякого члена театральной семьи проводов в последний путь из здания театра, "тюзята" восприняли это публичной пощечиной самим себе и занялись активным поиском виноватых. Искать долго не пришлось. Длительный конфликт между теперь уже покойным главным режиссером и заместителем директора по административно-хозяйственной части был слишком очевиден. Теперь же зловещий смысл обрело едва ли не все, что происходило между ними, и актеры вслух заговорили о методичной травле...

Андросику с самого начала непросто работалось в этом театре. У него была своя программа преобразования ТЮЗа, и не все его идеи принимались сразу, да и преданность труппы тоже была завоевана не вдруг. Но осуществить задуманное ему отчасти удалось. Можно вспомнить, как, репетируя, Андрей Федорович любил комментировать отдельные сцены будущего спектакля: "Здесь - аплодисменты, здесь зал улыбнулся, теперь смеется..." Реакция артистов на подобные замечания поначалу была довольно скептичной - до первой премьеры, убедившей их в редком умении нового режиссера добиваться от публики "нужных" эмоций. Правда, свои спектакли он делал довольно медленно, глубоко вживаясь в каждый образ, но качество их было бесспорным с точки зрения даже самых взыскательных театральных критиков, не говоря уже о зрителях. Впервые за долгое время сюда потянулась взрослая публика, до сих пор не считавшая ТЮЗ достойным серьезного внимания. "Полочанку" и "Маленького лорда Фаунтлероя", главные роли в котором Андрей Федорович отважно доверил детям, стали показывать даже иностранным дипломатам - как визитную карточку ТЮЗа и белорусского театра вообще. Стоит вспомнить и о том, как Андросик усмирял бесцеремонную детскую публику перед началом спектаклей, как с его появлением здесь стали проходить "дни семьи", как работал он над прежними спектаклями ТЮЗа, никогда потом не помещая свое имя в афишу. Стремясь изменить репутацию Театра юного зрителя, где больших творческих достижений, по расхожему мнению, едва ли стоит ожидать, Андрей Федорович мечтал и о смене его названия, чтобы окончательно избавить свой театр и его артистов от печати "второсортности". Конечно, с этим можно было спорить...

Как любой творческий человек, главный режиссер ТЮЗа был личностью сложной и эмоциональной. Поэтому конфликты были неизбежны. А поддержка актеров не могла компенсировать отсутствие поддержки со стороны дирекции театра. В результате свои спектакли Андросику приходилось делать во многом не благодаря, а вопреки. В том числе и новый спектакль "Полианна", что, возможно, и стало той пресловутой последней каплей. Выпустить его в марте для Андрея Федоровича было принципиально важно - в начале апреля у него истекал срок контракта с ТЮЗом. Но в январе выяснилось, что премьера не состоится ни в марте, ни в апреле.

Почему работа над костюмами и декорациями к "Полианне" не была начата вовремя, у заместителя директора по административно-хозяйственной части Владимира Рулева есть вполне обоснованный ответ и десяток убедительных причин. Как и на все прочие претензии, к нему предъявляемые. Безусловно, репутация "тирана" Владимиру Никифоровичу совершенно не нужна, и все же избавиться от нее уже никак невозможно. Главные режиссеры меняются в ТЮЗе в среднем каждые четыре года, и злые языки обвиняют в этом именно его, Рулева. Действительно, завхоз в театре больше, чем завхоз. Особенно, если он любит театр так, как любит его Владимир Никифорович. Искренне, от души - утверждаю это безо всякого подтекста. Поэтому так непримиримо борется он против всякого проявления пьянства в стенах своего театра, за что, как считает, и ненавидим безответственными актерами. И ведь прав, что борется. И когда заявляет, что ТЮЗ должен оставаться детским театром с яркими, праздничными спектаклями-сказками, - тоже в целом прав. Своя программа дальнейшего развития театра у него также имеется. Толковая программа. У Андросика также была программа - другая. Пожалуй, здесь и кроется главная причина всех конфликтов.

Впрочем, и нынешний директор ТЮЗа Юрий Вутто творческих амбиций не лишен. В результате обилия такой всесторонней любви спровоцирован конфликт, ревнивая борьба за театр, и творчеству здесь уже не осталось места. Пусть и решено, что спектакли Андросика по-прежнему останутся в репертуаре ТЮЗа и премьера "Полианны" все-таки состоится (есть договоренность, что эту работу закончит питерский режиссер Борис Сапегин, друг Андрея Федоровича, с которым они вместе учились у Товстоногова). Но вопрос о том, прекратятся ли здесь бесконечные выяснения отношений, пока открыт. Владимир Никифорович Рулев не намерен покидать театр принципиально. Но актеры жаждут мести. Идти на компромисс никто не желает, поэтому едва ли Министерство культуры сможет разрешить запутанную ситуацию к удовлетворению труппы и зрителя.

По странному совпадению в российской прессе в это же время снова кипят страсти вокруг имени директора Театра на Малой Бронной Ильи Когана, сыгравшего роковую роль в судьбе Анатолия Эфроса. Сотрудничество с этим "храмом" Мельпомены драматически закончилось уже для шести режиссеров, и его нынешнему главному Андрею Житинкину вряд ли удастся выйти победителем из заведомо проигрышной борьбы. Как, впрочем, и Илье Когану. Когда театр превращается в "театр военных действий", он уже перестает быть театром - на фоне других московских подмостков творческая репутация Театра на Малой Бронной сейчас весьма невысокая. Наш ТЮЗ, похоже, также забыл о своем главном предназначении...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter