Театр начинается с автора

Чем нас удивит Национальная театральная неделя

Важнейшим из искусств для нас является театр. Во всяком случае, в ближайшие дни. Вчера началась театральная неделя, где будут показаны лучшие постановки страны за последнее время. Ее венец — вручение национальной премии. Словом, сейчас отличное время, чтобы приобщиться к прекрасному. Правда, определять победителя будут вовсе не зрители, а профессиональное жюри. Но ему, кстати, тоже не позавидуешь. И вовсе не потому, что там шедевр на шедевре. Причины другие.


В России есть «Золотая маска», у нашей премии названия нет. Но ее вполне можно величать «Мини-маской» или «Маской в миниатюре». И это не ехидство, а констатация факта. Нашей премии всего шесть лет, но ее формат менялся не раз, ведь постоянно кто-то оставался недовольным: то жюри, то зрители, а чаще всего сами творцы. В итоге организаторы конкурса бросили взор на Россию и практически скопировали номинации, предусмотрительно перенеся их на нашу действительность, то есть сократив до минимума.  А как иначе? От Москвы до самых до окраин знаете сколько театров? А у нас? У них в лонг-листе ежегодно не менее полутора сотен названий. У нас хорошо, если треть от этого наберется. 

Итак, театры разделены на три категории: драматический, кукольный, музыкальный (мюзикл, опера, балет) плюс еще несколько общих номинаций. Учреждения культуры сами выбирают, какие спектакли достойны бороться за премию. Это и есть первый камень, о который нельзя не споткнуться. По какому критерию они это делают? Художественная ценность, сумма, затраченная на создание спектакля или  какой сестре больше серьги нужны? Могут ли создатели вообще быть объективными к своему творчеству? Здесь логично было бы прежде прислушаться к мнению критиков и зрителей. 

В общем, над механизмом выдвижения еще думать и думать, но идем дальше. После сложного отбора специальной комиссии образовывается список тех, что, скажем так, проходят в финал. В этом году туда попала 21 постановка. 

В драматическом секторе предстоит настоящая сеча: аж восемь спектаклей из восьми театров будут бороться за награды. В кукольном все скромнее: лишь три. А в музыкальном хоть караул кричи: Большой против театра музкомедии. Хотя как против? По сути, они лишь сами с собой соревнуются. 

Собственно, так было и два года назад. Как «Лучший музыкальный спектакль» выдвигалась только «Софья Гольшанская». То есть конкуренции — ноль. Была надежда, что мнения критиков будут услышаны и мюзикл, балет и оперу объединят в одну номинацию, но не случилось.

К слову, номинаций у нас почти двадцать, а претендентов, напомню, двадцать один. Но это отнюдь не гарантирует, что практически все участники получат по премии. Но гарантировано, что некоторые спектакли получат по два, а то и по три приза. Пример — балетный блок, в который входит три номинации (лучший спектакль, лучшие исполнители женской и мужской ролей), а в списке претендентов лишь два названия, причем оба из Большого — «Лауренсия» и «Маленький принц». Это, собственно, и неудивительно: а где еще в стране есть балет? В музкомедии? Не смешите, там из-за постоянной текучести кадров это больше походит на художественную самодеятельность и на национальную премию пока точно претендовать не может. В итоге получается, что в данной категории соревнуется только один театр. Вам не кажется, что это неправильно?

В общем, к чему весь этот разговор? Знатоки театра практически единодушны в том, что формат премии снова надо менять. Внимание к некоторым видам театра чересчур раздуто, в то время как нет номинаций для режиссеров, художников, драматургов. Мнение Министерства культуры здесь железное: номинация «Лучший спектакль» подразумевает, что там почести отдаются всем создателям постановки. Но тогда получается, что исполнители ролей, для которых выделены номинации во всех трех категориях, заслуживают большей похвалы, чем люди, которые эти самые роли для них создавали? Театр начинается с автора.

Но в любом случае Национальной театральной премии быть! Творцы  заслуживают наград. Второе мнение здесь невозможно. Но какой премии быть? Вот в чем вопрос. По своему возрасту премия еще совсем юна, даже в школу не пошла. Это значит, время развиваться, меняться еще есть. Главное, чтобы оно не растянулось до той поры, когда некоторым творцам уже придется уходить на пенсию.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости