Есть люди, которые при фильтрации водопадов новостей все еще руководствуются максимой «Ну не могут же десятки людей про это врать?» Следовательно, прочитав про одно и то же разными (и даже одинаковыми, но под другим ником-именем) словами в разных медиа (сайт, мессенджер, лента новостей, редко — печатное издание), такой потребитель уже уверен: в этом (фейке) много правды.
Уверен, не проверив. Незачем.
Вот из такого набора умственных штампов, назавтра переходящих во «все про это говорят, значит, так оно и было», формируется не только отношение человека с гаджетом к текущим событиям. К народам, странам и явлениям. Складывается и его мировоззрение в целом.
Пример. Японские исследователи утверждают: «подавляющее большинство японских школьников считает, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил Советский Союз». Почему? Смотрим в школьные учебники.
Там описывается разгром Советским Союзом Квантунской армии. Затем упоминается про «на японские города были сброшены бомбы». Следом — СССР «захватил четыре исконно японских острова». И Япония капитулировала. Вот и делайте сами вывод, кто бомбил. Во всем виноват Путин, правда же? Кроме остального, в чем виноват
Лукашенко.
Самая читающая
Это тонкая работа, вдолгую, не на завтра рассчитанная. СМИ и — шире — медиа такого себе позволить не могут. Поэтому в ход идут «ботофермы». Что это такое, как сделано и на кого нацелено, наглядно описано у коллеги: почитайте «Тенденции» («Основы прикладного ботоводства», Юрий Терех, 28.04.22, «СБ. Беларусь сегодня»).
Там четко разложено, как работает механизм манипуляций в интернете, созданный именно для того простака, что описан в начале. Тысячи (а на круг — миллионы) «ботов» со специально созданными (с холодным циничным расчетом) эмоциональными репликами, «реальными случаями» и «жизненными фактами» ежедневно лезут каждому из нас в мессенджеры, ленты новостей и любимые сайты.
Что важно: «В случае с СМИ люди понимают, какое издание они читают, и сами решают, верить ему или нет. А в случае с ботами создается ощущение, что информацию вы получаете от других людей, от очевидцев, участников событий».
И знаете, почему это ошеломляюще действует на очень многих бывших советских людей? С хорошим образованием, много читавших, знающих гораздо больше среднего американца и европейца. И когда-то думавших своей головой, а не «все говорят» и «очевидно, что»? Потому что они (мы) воспитаны в парадигме: «Людям надо верить». Или еще сопливей: «Хороших людей больше, чем плохих».
Только не в западной прессе, не в глобальной инфосфере. Не для того она ими придумана.
И только не на инфовойне. Которая вовсю идет уже давно — и многие «интеллигенты с образованцами» уже давно пали и превратились в зомби, сами того не заметив.
Став невероятными.
Лучше увидеть
Однако есть одна — и немаленькая, потому что имманентная — сложность. Читать — это уже для многих лениво. Скучно. И в целом непосильно.
Выход есть — смотреть! И запомнить, что русский князь Ростов — бородатый негр. Как нет, вы сериал про Екатерину Великую смотрели? И жена Генриха VIII, Анна Болейн, была чернее ночи, как же ее не казнить? А уж как там они родили королеву-девственницу Елизавету, рыжую беспринципную красотку, с которой и началось «Правь, Британия, морями!» — этим вопросом немногие задаются.
Уже, можно сказать, единицы задумываются над тем, могла ли Алиса-негритянка вообще попасть в Страну чудес. Или над парадоксом братьев Гримм: темнокожая Белоснежка.
Визуальное впечатление (особенно первое, особенно с обложки) — оно обычно и самое сильное. Потоковая индустрия идеологически (по-западному) «правильных» постановочных снимков началась с Америки времен ее войны во Вьетнаме — и по сути своей мало изменилась до наших дней. А зачем? — все ж работает!
«Модель Марианна» из мариупольского роддома — откровенная постановка фотографа Малолетки. «Боевые фото» пиарщика минобороны Украины Муравского — постановки сплошь. Фоторепортаж из Бучи сделан известным «постановщиком» Гараничем, которого ловят за руку беспрерывно начиная с 2008 года.
Да что далеко ходить. Помните минский снимок августа 2020-го с тапочками перед скамейкой? Пример толковой и работающей манипуляции, постановка чистой воды. Или взять фотографии нашей экстремистки Машки-штутгартфюрера. Вот уж кто знал толк в позах, местах съемки и фонах сзади! Неплохо ее обучили, однако.
И идеолог — западный идеолог в первую очередь, потому что именно там это стало конвейерным производством.Постановочные фото и видео — мощнейший ресурс фиксации в умах миллионов людей не того, что на самом деле происходит. А того, что хочет заложить в наши головы режиссер. Сценарист. Продюсер-заказчик.
Чем чудовищнее ложь
Однако медиа требуют картинок больше, чем постановщики могут снять. Требуют еще более ярких, шокирующих, намертво остающихся в памяти образов. И рынок спешит им такое дать. На то он и рынок: не обманешь — не продашь.
Крупная общеитальянская известная в мире газета La Stampa выходит со снимком на всю первую полосу «Русские бомбят Киев». Тогда как каждый побывавший там этот снимок моментально опознает — это «Украинцы кошмарят Донецк».
Понятно, что виноделу из Калабрии в жизни не увидеть ни Донецка, ни Киева, ни даже Парижа. Однако теперь он на всю жизнь останется уверен — как те японские дети! — что русские именно что бомбят живых людей. И вы ему ничего не докажете: он сам видел.
Вот далеко не полный список, как украинцы, обученные и поощряемые Западом, клепают фейки. Многие, уверен, эти видео и фото посмотрели. Хочется узнать: а многие ли задались вопросом, где и когда это было снято?
«Погибший в Киеве американец» — фото времен до бегства США из Афганистана (но и тогда оно было признано постановочным).
«Подвиг украинских летчиков» — кадры из компьютерного симулятора.
«Российская ракета попала в жилой дом в Харькове» — на видео взрыв на Товарищеском проспекте в Санкт-Петербурге в ночь с 24 на 25 апреля 2022 года.
«Рельсовая война на Херсонщине» — фото из статьи «В краже 49 рельсов в Физулинском районе Азербайджана подозреваются…».
«Детство в Харькове» — на самом деле это фотографии детей в бомбоубежище Донецка.
«Удар по жилому дому в Одессе» — показаны последствия пожара в Бийске августа 2019-го.
«Ночной бой в районе Изюма» — нарезка из двух архивных видео, первое — учения в Польше в 2020 году, второе — ночной бой в районе Авдеевки в 2016-м…
Уже, как видим, перешли к монтажу и компиляциям. Значит, нечего уже с ходу выдать за правду, тоже неплохо.
Все это размещают у себя (и даже в мыслях нет опровергать) крупные украинские каналы, с миллионами объявленных подписчиков. Затем это перепощивают западники — и общее количество просмотров таких фейков идет на многие сотни тысяч.
Ложь не только чудовищная, но и непрерывная — потомки геббельсоидов творчески развивают его откровенно человеконенавистническое учение.
Превращение в кадавра
Теперь представьте вот что. Всю перечисленную чудовищную ложь делают, заказывают и распространяют советник главы МВД Украины Геращенко, советник офиса президента Украины Арестович. Делают это, очевидно, с одобрения своих начальников. Делают каждый день, как на конвейере, придумывают в охотку, выпускают в промышленных количествах.
И согласовывают.
Каков моральный облик всех этих людей? Есть ли у них жизненные устои и на что похожи? Что там осталось от совести, коль они так врут своему — в первую очередь своему — народу? Можно ли с ними вообще о чем-то договариваться, да и можно ли их еще считать людьми?
Монстры и големы во власти — это одна часть реальности. Другая вот где: спасти мир от лжи в какой-то момент могла бы совесть издателя и фотографа. Публикатора и постановщика. Но она давно продана. Ничего личного, один лишь медийно-правильный и только в этих рамках успешный западный бизнес. Основанный именно на «западных ценностях»: лицемерие, господство, прибыль.
Потому не найдете вы совести у фотографок и редакторок наших «простотутбайских нив и белапановских кукух». Они там сразу, со студенчества, с первых дней работы воспитаны без нее. Обучены «по стандартам». И живут по ним, а не по-человечески.
Да и то правда: а где совесть в перечне «европейских устоев» и «общечеловеческой толерантности»? Нет ее там.
И никогда не было, с момента выдумывания.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА.