Театр абсурда

Сауна два раза в неделю, пилатес — три, массаж — желательно, рациональное питание — обязательно. Казалось бы, что плохого?..

Сауна два раза в неделю, пилатес — три, массаж — желательно, рациональное питание — обязательно. Казалось бы, что плохого? Век так живи, собственная персона затмит совершенство античных статуй. Ан нет... Желанные метаморфозы на пути к идеалу, случается, имеют неприятный довесок: проблемы со здоровьем, болезненную зависимость, страх перед социальными контактами и прочее.


Ярые адепты правильного образа жизни «бонусом» получают все перечисленное. Не зря ведь говорят, «что чрезмерно, то не здорово». Расстройство, которое проявляется в навязчивой идее до фанатизма соблюдать правила рационального питания, называют нервной орторексией (от греч. ortho — правильный). Обычно в альянсе с ней шагает и фитнес–зависимость — тренировки до седьмого пота.


Такой диагноз у нас пока не ставят, меж тем в Европе и Америке психиатры размашистым почерком уверенно чеканят в карточках своих пациентов orthorexia nervosa. И подтверждают: за последние 10 лет число нездоровых приверженцев здорового образа жизни выросло в несколько раз.


При первом знакомстве такие люди могут вызвать восхищение — еще бы, такая сила воли! После — нарастающее недоумение. Тренировки по 6 раз в неделю, безоговорочное вычеркивание из меню соли, сахара, жиров и кофеина. Питание только домашнее, исключительно правильная еда, упакованная в контейнер, и, конечно, рядом бутылка чистой — отфильтрованной — воды.


Благими намерениями


Вот так можно превратить хорошее начинание в полный абсурд. Когда в голове нескончаемый диалог с самим собой о том, сколько раз нужно присесть после того, как съешь бутерброд с сыром, сколько выпить зеленого чая, чтобы нейтрализовать действие токсинов телячьей отбивной, которой соблазнился на «корпоративе»... По их стандартам такая еда — преступление, а раз так, должно последовать наказание.


Фанаты ЗОЖ начинают избегать точек общественного питания, ведь там предлагают сплошь углеводы и холестерин. Отказываются от общения с теми, кто не разделяет их точку зрения. Мало того, считают всех остальных презренными троглодитами, которые добровольно сживают себя со свету. Осознание приходит много позже, когда из–за ограничений в питании и изнуряющих тренировок начинает беспокоить сердце, суставы, желудок и др. Нарушается обмен веществ, начинаются сбои в гормональной системе.


Но запреты в еде становятся еще строже и жестче. Крутые приверженцы ЗОЖ постоянно «улучшают» свою диету, увлекаясь сыроедением и голодовками, занимаются очищением организма. Заболев, они нередко отказываются от лекарств: «Ведь это ужасная химия»!


Подобные взлеты и падения пережил американский ученый Стив Брэтмен, на личном опыте убедившись, как опасно бросаться в крайности. Сначала Стив решил серьезно взяться за себя и в конце 1990–х вместе с компаний единомышленников организовал на севере штата Нью–Йорк коммуну для тех, кто решил жить «чистой жизнью» — есть только натуральные продукты, активно заниматься физическими упражнениями, дышать свежим воздухом. В общем, простые человеческие радости и море энтузиазма. «Уже через год я считал себя настоящим праведником, — признавался он впоследствии. — К людям, которые ели чипсы и шоколадные пирожные, я относился как к несчастным низшим существам». Стив превратил свой образ жизни в религию. Дошло до того, что, боясь утратить «энергетический потенциал» выращиваемых им овощей, Брэтмен не делал из них даже салаты, а просто грыз в натуральном виде. Но организм не обманешь — он отчаянно просил «нормальной еды», и все чаще гуру скрывался от остальных членов коммуны, чтобы наброситься на запретные продукты. Вслед за этим следовало самобичевание — полный отказ от пищи на несколько дней.


А итог печален — апологет здорового образа жизни оказался истощенным и доведенным до нервного расстройства. Более или менее восстановив здоровье, Брэтмен написал книгу «Пристрастие к полезным продуктам: как преодолеть одержимость правильным питанием», чтобы предупредить тех, кто только ступает на этот путь.


Еда без самоедства


Получается, одержимые «здоровой болезнью» стараются не для того, чтобы жить долго, выглядеть молодо и чувствовать себя энергичными. Нет, они живут для того, чтобы соблюдать строгие диеты, изнурять себя тренировками, выставлять все больше табу и запретов. В противном случае гордиться просто нечем.


«Подхватить» орторексию легче тем, кто во всем стремится к совершенству. «Перфекционизм — действительно благодатная почва для такого расстройства, — подтверждает психотерапевт Минского центра пограничных состояний Владислав Ивановский. — Есть все шансы получить его и у людей с заниженной самооценкой, ведь постоянный контроль над приемом пищи, самоограничения и взятие еще одной высоты в отказе от очередного удовольствия помогают им больше уважать себя. Наконец, ипохондрики. Они вечно сомневаются в заключении врача о том, что здоровы, постоянно ищут и находят у себя различные болезни, склонны к самокопанию и недоверию. На этом фоне сорняк страха заболеть прокладывает дорожку к патологической зависимости от диет, тренировок, голодовок. Однако все может начаться и с разумного намерения вылечить хроническое заболевание...»


Но стремление стать идеальным — здоровым и успешным — не приносит счастья. Потому как зависимые от ЗОЖ вечно поглощены процессом, забывая наслаждаться даже промежуточным результатом. Только вперед к новым победам! Любой шаг в сторону вызывает глубокое чувство вины. Человек перестает получать удовольствие от жизни и чувствует себя на высоте, только когда существует в жестких рамках самоограничений и пищевых запретов.


Скорее на проверку


Это становится настоящей проблемой. Мало того что можно угробить собственное здоровье — орторексия разрушает социальные контакты: одержимые ЗОЖ отказываются от дружеских вечеринок, семейных застолий, «корпоративов». Ведь там кормят не так, как «правильно»! Проверьте, нет ли подобной проблемы у вас, честно ответив на следующие вопросы:


гордитесь ли собой, когда отказываетесь от предложенной чашки кофе или кусочка торта?


из–за строгой диеты не едите практически нигде, кроме как дома?


постоянно отказываетесь от того, что доставляет удовольствие, в пользу той пищи, которая полезна?


увлечены чрезмерными физическими нагрузками и постановкой личных рекордов?


считаете недалекими тех людей, которые не разделяют ваши взгляды на питание и образ жизни?


скверно чувствуете себя, даже если иногда позволяете себе еду, которая просто нравится?


когда питаетесь «как должно», возникает ли у вас эйфорическое ощущение полного контроля над ситуацией?


Если на четыре из предложенных вопросов вы ответили «да», считайте себя принятым в ряды орторексиков. Как же найти золотую середину? Если сделать это самому непросто, ищите помощи диетолога и психотерапевта. Помните: навязчивая мечта жить долго и умереть молодым в реальности может иметь несказочный финал. В конце концов, не только в здоровом образе жизни дело. Как пошутил некто из великих, «чтобы стать долгожителем, нужно тщательно выбирать своих предков».


Кстати


Приверженцем здорового образа жизни был Адольф Гитлер. Известно, что персональный врач фюрера профессор Морель имел на него огромное влияние. Каждый день его главный пациент получал более 25 различных таблеток. Также Морель рекомендовал Гитлеру тонизирующие уколы, сначала по необходимости, потом для профилактики. Кроме этого — постоянные таблетки для похудения. Что касается питания, то овощи для стола фюрера выращивались на участках, которые окуривали, чтобы уничтожить бактерии, удобряли «особо чистым навозом от особо чистых животных». Как утверждают исследователи, результат такой чрезвычайной заботы о здоровье имел обратный эффект — организм Адольфа Гитлера старел за год на четыре–пять лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter