Играет ли сегодня какую–то роль литературная критика?

Те же книги в новой упаковке

Играет ли сегодня какую–то роль литературная критика?
 Павел АБРАМОВИЧИграет ли сегодня какую–то роль литературная критика? Может ли она быть объективной? Все мы, читатели, находимся в плену собственных пристрастий и навязанных стереотипов. Ну а тот, кто находится внутри литераторской тусовки, по определению «заангажирован». Тем не менее попытки высказать свое мнение, отличное от других, были всегда. Критик Павел АБРАМОВИЧ ведет в сети блог, который называется «Чытаць, каб жыць». Высказывания его нередко вызывают споры, в общем, тем и интереснее.

— Так существует ли независимая литературная критика или это миф?

— Принадлежность к клану обеспечивает покровительство и дает доступ к ресурсам. Белорусская литература много лет страдает от подобного внутреннего укрывательства, убивающего литературную конкуренцию. Кланы завладевают голосами критиков и журналистов, беспощадно преследуют чужих, инакомыслящих. Так, в прошлом году, накануне вручения Нобелевской премии по литературе, началась настоящая травля Светланы Алексиевич — не в России, а в Беларуси, кто бы мог представить такое! Надуманные обвинения в непатриотизме, небелорусскости, но сколько яда, безжалостности! И это при том, что читатели были на стороне писательницы, защищали ее как могли. Между тем независимая литературная критика существует и в нашей стране. К примеру, голоса Леонида Голубовича и Тихона Чернякевича звучат негромко, но твердо.

— Вам не надоело отвечать на вопрос, почему белорусская литература неизвестна в мире и как сделать так, чтобы она стала известна? Так и хочется ответить, что национальная литература никому и ничего не должна. Она просто есть, она уникальна и не обязана быть на что–то похожа.

— Согласен, Людмила. Наша литература — полноводная древняя река. Река несет свои воды к океану, куда впадают другие реки. Океан знает, за что ему благодарить реки... В эссе «По поводу классиков» великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал, что «совершенно незнаком с малайской или венгерской литературой, но уверен, что, если бы время послало мне случай изучить их, я бы нашел в них все питательные вещества, требующиеся духу». Несомненно, белорусская литература обладает всем необходимым человеку — вы только читайте.

— Сегодня, чтобы продать книгу, нужно устроить вокруг нее скандал. Пустить слух типа «запретили», «не продается», «раскуплена», «подали на автора в суд» и т.д. Например, Саша Филипенко охотно рассказывает в интервью о своей книге «Бывший сын», как ее нельзя купить в Минске. Как вы относитесь к «черному» пиару?

— Как литературный критик, из всех разновидностей пиара признаю только мистификацию. Например, рассказ Эдгара По «История с воздушным шаром» — великолепный способ вовлечения людей в литературу. Напомню, По выдал свой рассказ, напечатанный в американской газете The Sun в 1844 году, за сообщение о реальном перелете через Атлантику — этот репортаж даже сопровождался изображением управляемого аэростата!

— Что такое бестселлер, появится ли он в белорусской литературе?

— Настоящих бестселлеров у нас хватает — главное, чтобы читатели получали своевременную информацию о них. Например, совсем недавно в новом виде вышли повести Василя Быкова «Мертвым не болит» и «Ликвидация» (авторское название «Сотникова»). Эти повести не просто красиво переизданы, а полностью освобождены от сотен правок цензоров. Их продают теперь сотнями экземпляров, без устали рассылают по почте. А рецепт создания национального бестселлера прост: факт, известный большинству белорусов, заставить зазвучать по–новому. Например, один белорусский писатель предложил: взять фотокарточку Янки Купалы и объездить с нею прорицательниц (их в Беларуси очень много!), задав им один и тот же вопрос: «Как умер этот человек?» Записав все полученные ответы, свести их в одну книгу — успех гарантирован, ведь смерть Купалы покрыта мраком и многим хотелось бы приблизиться к разгадке.

— Как будет выглядеть книга будущего? Интерактивный проект?

— Безусловно. В частности, грядет визуализация художественных изданий. Так, издательство Penguin выпустило «На дороге» Джека Керуака в версии для iPad. Помимо самого текста книги — культового романа бит–поколения, в приложении к нему есть фотографии, видеоматериалы, некоторые разделы можно даже прослушать в исполнении самого автора. В качестве интерактивного бонуса прилагается «подвижная» географическая карта с обилием комментариев — дорожных указателей: герой романа «На дороге» дважды пересекает весь Американский континент, а потом направляется в Мексику. Бояться электронных изданий не стоит — это все те же книги, только в новой упаковке.

— Вы сказали, что не верите в литературные премии... Почему?

— Уточню: я не верю в те литературные премии, жюри которых не излагает критерии отбора книг–номинантов, не проводит открытых народных голосований за финалистов, как делают это, например, организаторы российской премии «Большая книга». Ведь литература создается для читателей, и их голоса должны быть обязательно учтены!

— Ваше самое большое литературное разочарование года и самое яркое открытие?

— Из года в год я сожалею только об одном: у нас нет национальной электронной библиотеки, в которой во всех возможных форматах хранилось бы наше литературное наследие. В сети вы не сможете найти, например, «На ростанях» Якуба Коласа. Если же какие–то классические художественные произведения и оцифрованы, то они представлены в виде PDF–файлов — «тяжелых» и весьма неудобных. А ведь на летние каникулы дети отправляются с весомым списком литературы, и «цифровое» чтение их очень привлекает! Неплохо было бы выложить в сети и все учебники за все классы. Самым ярким литературным событием (точнее, открытием) для меня стало то, что даровитые голливудские режиссеры выбирают для экранизации книги одних и тех же авторов. Таким образом я открыл для себя в этом году американского писателя Денниса Лихейна. Его роман «Мистическая река» воплотил в кино Клинт Иствуд, а роман «Остров проклятых» — Мартин Скорсезе.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия №138 (24521). Четверг 24 июля 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter