Тайны затонувших кораблей

Открыт памятный знак летчикам и морякам Днепровской и Пинской флотилий

На окраине Петрикова, у стремительных вод Припяти, открыт памятный знак летчикам и морякам Днепровской и Пинской военных флотилий

Финансовую поддержку в создании мемориала оказали местные предприятия — ПМК-110, ДРСУ-112, «Петриковский райжилкомхоз» и другие. Поднятый почти на двухметровую высоту постамента якорь, по замыслу его создателей, символизирует мужество и стойкость военных моряков. Кроме руководителей района, общественности райцентра, в торжестве приняли участие украинские гости, участники историко-географической экспедиции «Украина—Беларусь: координаты памяти-2010». Это представители совета ветеранов Днепровской флотилии, созданной в 2004 году киев­ской общественной организацией «Товарищество ветеранов разведки ВМФ», руководители государственного комитета Украины по делам ветеранов. Экспедиция, целью которой является исследование боевого пути легендарных флотилий, установление имен и увековечение памяти павших в боях за Родину речников, проведение общественно-патриотических акций, направленных на укрепление связей братских народов и ветеранов-моряков двух стран, взяла старт 22 июня у стен Брестской крепости. Перед посещением Петрикова ее участники уже побывали в городах, с которыми связана боевая история речников: в Кобрине, Пинске, Давид-Городке, Турове.

Члены экспедиции — люди поистине уникальные, объединенные истинной любовью к военной истории. Один из них Алексей Школенко, ветеран Великой Отечественной войны, капитан первого ранга в отставке, ныне гражданин Украины, а в 1943 году участник освобождения Петрикова, Пинска и других белорусских городов. В своем почтенном возрасте он сумел сохранить острую память о деталях военных событий, которые происходили в этих местах. О них и поведал присутствовавшим на митинге.

Наряду с участием в открытии памятного знака в райцентре экспедиция провела 4-часовое водолазное обследование затона Темная Загреба и старого русла Припяти — вероятного места потопления в 1941 году двух бронекатеров Пинской флотилии в районе деревни Конковичи, а также передали в Конковичский сельский Совет восстановленный по архив­ным материалам список солдат и моряков, погибших на Петриковщине.

— В нем значится около семидесяти фамилий с указанием мест жительства воинов до призыва в армию, их званий и дат рождения, — поделился информацией с «Р» председатель органа местной власти Александр Дриго. — В Конковичах есть братская могила воинов, погибших при освобождении нашего района в годы Великой Отечественной. Из 26 захороненных здесь солдат и офицеров нам, к сожалению, пока известны имена только семи защитников Родины. Возможно, тщательное изучение переданных списков поможет нам восстановить данные остальных павших солдат. Затем передадим списки в районный краеведческий музей.

— Совместная работа приносит нам плоды, — продолжает тему директор Петриковского районного краеведческого музея Галина Макеева. — Мы, к примеру, пополнили сведения о гибели в бою у деревни Дорошевичи Героя Советского Союза командира группы задымления 66-го отдельного отряда дымомаскировки Днепровской военной флотилии младшего лейтенанта Николая Чалого. Его прах покоится в братской могиле в деревне Голубица. Мужественный моряк был убит немецким снайпером в 1944 году при высадке разведдесанта на укрепленную линию вражеской обороны на берегу Припяти. В целом же полученные сведения о погибших воинах и моряках позволят нам открыть новые страницы освобождения Петриковского края, помогут создать электронную базу не только уроженцев района, но и всех воинов, павших на этой земле в годы Великой Отечественной.

Поисковики поделились информацией с петриковчанами и о том, что в водоемах района также есть затонувшие в годы войны самолет и танк. Предполагается, что во время последующих экспедиций, а эта деятельность поддержана Президентом нашей страны, планируется осуществить их подъем. Такой опыт имеется. Три года назад экспедиция получила информацию: в реке Березине на Светлогорщине находятся два затонувших в боях с фашистами судна Пинской флотилии — монитор «Винница» и бронекатер-разведчик БКА-205. Энтузиасты киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ» и Шкловского военно-патриотического отряда летом развернули в старом русле реки поисковые работы. В августе 2007 года с большой глубины достали фрагменты «Винницы». А осенью — части оборудования и корпуса потопленного бронекатера.

— По архивным материалам и данным, полученным от участников тех событий, — делился воспоминаниями председатель совета киевской общественной организации «Товарищество ветеранов разведки ВМФ» Александр Мармашов, — мы узнали, что и в Припяти затонуло немало судов Пинской военной флотилии. — Местные краеведы, к примеру, рассказали нам и о «Ясельде». Сверили с архивами — точно…

Как оказалось, буксирный 17-метровый винтовой газоход № 31 — в то время он не имел названия — построили в 1940 году на Бобруйском судоремонтном заводе. Двигательная установка — дизель трактора «Сталинец», работающий на генераторном газе, — его получали в специальных установках сжиганием чурок, угля и торфа. С первых дней войны газоход включили в состав Пинского отряда речных кораблей. В задачу экипажа судна из 9 человек входили дозор, боевое траление, подвоз горючего и боеприпасов. Трудяга войны, взаимодействуя в оборонительных боях с частями 75-й стрелковой дивизии, не раз попадал в сложные ситуации. При очередном налете вражеской авиации на корабле была выведена из строя газогенераторная установка. Оставшийся без хода газоход был затоплен командой при оставлении города нашими войсками. Но на этом история судна не закончилась. Занявшие район гитлеровцы решили поднять газоход со дна реки и использовать его для грузоперевозок и борьбы с полесскими партизанами. Это и было сделано к зиме 1941 года. Однако служить врагу плавсредству довелось недолго: петриковские подпольщики, несмотря на то что судно обслуживала немецкая команда, сумели разморозить его двигатель. Во время наступления наших войск его заминировали и снова затопили. На сей раз немцы. В июле 1944-го газоход пережил третье рождение: он был разминирован и поднят со дна водолазами военно-восстановительного отряда Днепровской военной флотилии. В рекордно короткие сроки — в течение двух недель — он был восстановлен и использовался до конца войны в качестве вспомогательного судна-буксировщика. Тогда корабль и получил нынешнее название «Ясельда». «Фронтовика» не списали на пенсию: уже переданная Мозырскому техническому участку «Ясельда» получила новое «сердце»: вместо газогенератора на ней был установлен дизельный двигатель. Судно и на гражданке немало лет служило людям: буксировало брандвахты, таскало по Припяти баржи, зимой было ледоколом и… даже в 1965 году «снималось» в художественном кинофильме «Девочка ищет отца». Сегодня этот единственный сохранившийся до наших дней корабль из состава героической Пинской военной флотилии стоит на слипах Петриковского ремонтно-эксплуатационного участка предприятия водных путей «Нижне-Припятское» и понемногу разрушается. Благородная идея, витавшая в среде военных историков соседних славянских стран, представителей властей республики и области в докризисные годы, восстановить уникальный плавучий памятник и представить его, к примеру, в экспозиции под открытым небом Гомельского областного музея военной славы с наступлением непростых экономических катаклизмов отошла на второй план. Причина банальная: для реализации задуманного нужны деньги. И немалые…

На снимке: та самая «Ясельда».

Фото: Николай ЖДАНОВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter