Тайны запретного леса

Журналист побывала в лесном рейде со спасатели и экологами

Несмотря на серьезные меры ответственности, люди в поисках отдыха на природе по-прежнему атакуют лесные массивы. А по следам легкомысленных нередко отправляется в путь и красный петух…

«Урок» для начинающих

— Смотри, сынок, — поучительно, и с расчетом на ответную реакцию свидетелей инцидента, ехидничает мужчина лет сорока, — в государстве денег нет, оно бедное, вот чиновники и посылают инспекторов штрафовать добропорядочных туристов…

Начальник Городокской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Антонина Колца еле сдержалась, но к удивлению главы семейства, прибывшего на пикник в лес, продолжила начатую им «игру»:

— Да нет, мальчик, наше государство очень даже богатое. У него есть вертолеты, специальные автомашины, замечательные специалисты для тушения пожаров. Оно надежно защищает своих граждан от беды. Видишь, за озером облако дыма? – обратилась она в свою очередь к десятилетнему парнишке, — это на российской территории лес горит, который вот такие же отдыхающие подожгли. Там и доблестные пожарные-белорусы до недавнего времени работали, соседей спасали. А мы заботимся о том, чтобы лесные угодья красивыми и чистыми были, чтобы люди свежим воздухом дышали и никакого вреда нашему общему богатству – природе – не нанесли…

Антонина Борисовна не знает, чьи слова для мальчугана стали более значимыми и какой вывод сделает он из услышанного и увиденного: то ли поймет, что всем без исключения нужно порядок соблюдать, то ли научится, как и папа, обходить законы.

Эту историю эколог рассказала мне в ходе оперативного рейда, организованного областным управлением МЧС по Городокскому району.

Место проведения совместной акции выбрано не случайно. Во-первых, тут множество красивых озер, которые как будто магнитом притягивают отдыхающих. Во-вторых, в лесах давно облюбовали себе лакомые места охотники и грибники-ягодники. А в-третьих, на городокской земле нынешним летом уже пришлось всем районом тушить несколько серьезных возгораний.

Все тропинки – под контролем

…Мне, как дилетанту, кажется немного странной организация рейда-проверки. Мелькающий по лесным просекам и дорогам ярко-красный уазик с соответствующими опознавательными знаками разве что слепой не увидит. Но я удерживаюсь от скептических замечаний в адрес инспекторов-экскурсоводов, восхищенная их отличным знанием подведомственной территории. Почти автоматически ориентируются в непроходимой чаще работники инспекции государственного пожарного надзора Александр Паршонок и Максим Семенов под руководством Антонины Колца. И все многокилометровые лесные лабиринты, которые мы сегодня патрулируем, окаймленные свежевспаханными противопожарными полосами, неизменно заканчиваются тихими и уютными уголками для отдыха с озерной гладью впереди. И тогда я понимаю: в любом случае скрыться от машины с надписью МЧС даже при большом желании и везении вряд ли удастся. Разминуться здесь практически негде.

— Так… Стоп! Точно, здесь свежий след автомашины, — как охотник, уже через минуту переключает свой взгляд начальник Городокской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Антонина Колца на извилистую трассу. – Максим, сворачивай направо! – командует она. И мы мчимся по лесной дороге вперед.

А нарушители «гуляют»…

Поворот, еще один… Деревья подступают к уазику практически вплотную, даже удивляешься, с какой миллиметровой точностью проводит кузов авто впритирку к сосновому стволу «рулевой»… Есть! На оборудованной стоянке среди зелени притаилась зеленая «четверка».

Водитель, молодой парнишка, приехал с девушкой искупаться на лесном озере. Костер пока не разжигали, но, судя по всему, готовились воспользоваться огнем – в ведерке припасены шашлыки. Романтика!

Но, в любом случае, нахождение в лесу сегодня, на двенадцатый день после введения запрета, вызванного высокой пожароопасностью, — это уже нарушение. Оно влечет за собой наложение штрафа до 20, а в случае наличия ущерба природе и до 50 базовых величин. На ребят составляется протокол. Они просто не могли не знать о сложной ситуации с лесными пожарами. Закон есть закон, и только тот, кто никогда не сталкивался с неуправляемой огненной стихией, может оспаривать серьезность принимаемых в этом горячем сезоне мер.

Кстати, прямо на месте проводится информационная работа. Молодым людям приходится вы-слушать небольшую лекцию и ознакомиться с некоторыми цифрами. За истекшую неделю в лесах Городокщины (а это около 180 тысяч гектаров, или 54 процента всей площади района) природоохранной службой совместно со спасателями было проведено около десятка рейдов-проверок, составлено свыше 50 протоколов. Это без учета постоянного контроля со стороны специалистов лесного хозяйства. Слухи о «гонениях» расходятся быстро, а потому, как утверждают мои собеседники, массового паломничества на природу удалось не допустить. Тем не менее отдыхающие успели-таки «повеселиться» возле поселка Пальминка, где, по словам экологов, пострадало 11 гектаров леса, и в Суражском лесхозе – там было уничтожено 4 гектара.

— К сожалению, не все туристы спокойно реагируют на наши требования, — резюмируют инспектора. – Вчера на озере Вымно пришлось чуть ли не силком выпроваживать разгулявшихся отпускников. Четыре компании даже после составления протоколов наотрез отказывались покидать облюбованные места. Сами потом за ними костры тушили и мусор убирали.

«И подышать что ли нельзя?!»

По мнению участников рейда и присоединившегося к нам позже лесничего Езерищенского лесничества Сергея Якушевича, сложнее всего работать с иностранцами. Большое количество россиян жаждет отдыха в этих красивых местах. Благо граница рядом. Палатки тоже не проблема. Сотни жителей Первопрестольной спасаются на городокских озерах от московского смога. Многие приезжают «дикарями» на две-три недели, с удовольствием меняя заморские пляжи на общение с природой белорусской глубинки.

И хотя злостных нарушителей из числа зарубежных гостей в том же Езерищенском лесничестве не так и много, с каждым отдыхающим приходится работать индивидуально.

— В приграничье большое количество россиян, скупающих здесь брошенные дома, — делится информацией Антонина Колца. – Некоторые живут уже по 5—10 лет. Кое-кто даже решается на переезд. Как белоруска, я горжусь тем, что граждане другой страны выбирают мою родину для постоянного места жительства. Но не совсем хорошо, когда некоторые приезжие пытаются устанавливать здесь свои правила… Вот и российским отпускникам, которым всегда рады белорусы, теперь приходится объяснять: в лесных угодьях с палатками останавливаться нельзя. Для этого есть специальные площадки на открытых озерах, вдали от сосновых боров и ельников. Приезжайте на здоровье! Что многие россияне и делают.

За «контрольной» полосой

А вот Сергея Якушевича близость государственной границы держит в постоянном тонусе. Не раз видел, как горят лесные угодья соседей. Пару недель назад тоже недалеко от этих мест вспыхнул пожар. Лесничий вместе со своими работниками помчался на помощь – огонь в мгновение ока мог перекинуться на нашу сторону. К счастью, помощь не понадобилась.

— Им как будто сам Бог благоволит, — шутит Сергей Владимирович. — Такой пожар занялся, жуть! А тут ливень хлынул, мигом пламя затушил. Главное – на белорусской территории ни капли, а там, всего в десятке метров от границы, – как из ведра, — до сих пор удивляется потомственный хозяин леса.

Почему потомственный? Да потому, что вот уже почти полстолетия езерищенскими угодьями «владеют» Якушевичи. Сергей сменил на посту лесничего своего отца Владимира Лукича, который трудился здесь с 1963 года. Вот такая династия, знающая любую потаенную тропинку, каждое деревце в своем хозяйстве, занимающем площадь в 19,5 тысячи гектаров!

За границу уплыть не успели

Ох, не повезло нашим очередным знакомым! В заключение рейда мы подъезжаем еще к одному лесному озеру, а здесь полным ходом идет подготовка к рыбалке. Машина стоит на самом берегу. Сын-подросток надувает резиновую лодку, отец управляется с рыбацким снаряжением. Ну, конечно же, витебчане «знать не знали» о запрете на посещение лесов, точно как и о необходимости оставлять авто подальше от озера.

Правда, глава семейства с инспекторами не спорит, подписывает протокол, но предупреждает: уезжать отсюда не собираюсь. Почему? Не имею права садиться за руль – выпил пива…

Правдива отговорка или нет, никто проверять не будет, а рыбака автоматически «записывают» в добровольные помощники. Придется ему вплоть до утра обеспечивать пожарную безопасность всего берега. Не управится – понесет ответственность. Мужчина безропотно соглашается «поработать» контролером, но в глазах сквозит неподдельная обида. Это ж надо, не успел лодку на воду спустить! Там бы его точно никто не достал – берег белорусский, а озеро-то российское!

…Мы возвращаемся домой, а спасатели вместе с экологами продолжают патрулирование. Сколько еще будет протоколов? Ровно столько, чтобы обеспечить сохранность природы, строений и людей. Обстановка в регионе хоть и стабильная, но пока небезопасная. По информации управления МЧС Витебской области, с апреля по август на территории Придвинья было зарегистрировано более 100 случаев возгорания лесов и кустарников. Огнем повреждено свыше 45 гектаров насаждений. И только благодаря четкой системе контроля и оперативности работы пожарных расчетов все очаги были своевременно локализованы и ликвидированы на начальной стадии.

На снимке: «Не знал я о запретах…».

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter