Тайны Туринской плащаницы

Белорусский взгляд на загадку Туринской плащаницы

О чем говорит анализ фактов?

Для многих верующих христиан Туринская плащаница — отрезок ткани, в которую было завернуто тело Иисуса Христа, снятого с креста распятия и положенного во гроб, — неоспоримая святыня, свидетельствующая о воскрешении Христа. Специфика научного подхода не может основываться на догмах. Многие поколения ученых пытались дать научное обоснование появлению на ткани лика Спасителя. Существует, по меньшей мере, 1300 зафиксированных гипотез относительно Туринской плащаницы. Однако ни опровергнуть, ни доказать однозначно подлинность реликвии пока не удается. Мы попытаемся объяснить некоторые факты, трактуемые как несоответствия, и высказать свою гипотезу о природе происхождения изображения.

Немного истории

Одни из первых упоминаний о плащанице содержатся у евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Однако затем на протяжении столетий исторические хроники не содержат прямых указаний на существование плащаницы Христа. Сторонники версии о подлинности плащаницы склоняются ко мнению, что в периоды многовековых гонений на христиан само существование плащаницы верующими тщательно скрывалось, дабы она не была найдена и уничтожена как священная реликвия христианства его гонителями. О том, что плащаница существовала и не погибла при Понтии Пилате, мы узнаем из апокрифов второго века — «Евангелия от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествований четвертого века о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Таким образом, историю плащаницы, хотя и пунктирно, удается восстановить вплоть до дней Иисуса Христа.

Торжество христианства начинается при Константине Великом (ок. 285—337 гг. н.э.), и сведения о плащанице становятся все более многочисленными. Известно, что сестра императора Феодосия Младшего святая Пульхерия поместила плащаницу в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне. Епископ Галльский Арнульф в описании своего паломничества в Иерусалим в 640 г. упоминает о плащанице и называет ее точные, известные сегодня доподлинно, размеры. Исследователи плащаницы полагают, что перенесение плащаницы из Константинополя снова в Иерусалим связано, вероятно, с развитием в Византии иконоборчества и боязнью уничтожения святыни.

Роберт де Клари, летописец IV Крестового похода, писал о том, что во время разгрома Византии плащаница исчезла, хотя известно, что Влахернская церковь крестоносцами не была разграблена.

Впервые загадочное полотно было предъявлено общественности в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни передал плащаницу для показа публике в приходе Лире, к юго-востоку от Парижа. Точных сведений, откуда у де Шарни появилась плащаница, нет, но существует имеющее логические основания предположение, что это именно та тайная, часто упоминаемая, но никогда не названная святыня рыцарского ордена тамплиеров, совершавшего Крестовые походы, так как доподлинно известно, что именно предки графа (однофамильцы среди графов маловероятны) участвовали в походах на Византию и могли затем в течение веков быть тайными хранителями святыни. Существует одно странное совпадение: глава ордена тамплиеров Нормандии, казненный во время гонений на орден королем Франции Филиппом в 1314 году, носил то же самое имя — Жоффруа де Шарни, что и первый официально предъявивший плащаницу народу его потомок. О тамплиерах было известно, что они поклоняются некой таинственной голове с рыжей бородой. В 1452 году внучка графа Маргарита де Шарни передала плащаницу герцогам Савойским, потомки которых стали владельцами графства Туринского.

С 1578 года и по наши дни плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста в Турине.

В XX веке плащаница несколько раз выставлялась для публичного обозрения. В следующий раз простой смертный сможет ее увидеть лишь в 2025 году.

Краткое описание святыни

Плащаница представляет собой хорошо сохранившийся продолговатый кусок льняного полотна длиной 4,36 м и шириной 1,1 м, общей массой около 2,45 кг (следовательно, плотность ткани составляет около 50 мг/см2). На одной из сторон полотнища видны два отпечатка человеческого тела мужского пола в полный рост. Отпечатки показывают, что человек был положен на ткань на спину головой к середине по длине полотнища. Затем полотнище перекинули через голову покойника и накрыли другой половиной ткани таким образом, что концы полотнища практически совпали.

Отпечатки имеют желтовато-коричневый цвет, как опалины от горячего утюга, и контрастируют со светлым цветом частей полотна, не имеющих изображений. По всей длине тела, спереди и сзади имеются пятна коричнево-красного или карминного цвета, зрительно напоминающие пятна от спекшейся крови. Самое сильное кровотечение наблюдается на запястьях и ступнях, ясно видна рана на правом боку лицевой части изображения, приблизительно между пятым и шестым ребрами. Видны следы крови из многочисленных ран на голове, лице, спине, ногах. Всего около 600 ран. При этом следы разложения самой ткани не наблюдаются.

Эксперты-медики сходятся во мнении, что рост человека, лежавшего на плащанице, примерно 180—181 см, масса примерно 73—80 кг, он был достаточно крепкого телосложения, примерно тридцати — сорока пяти лет, с ниспадающими на плечи длинными волосами, разделенными на прямой пробор, с усами и бородой. Со спины видна длинная коса, около двадцати пяти сантиметров, ровно лежащая вдоль позвоночника и заканчивающаяся между лопатками. Борода почти от подбородка четко разделена на две части. Голова человека слегка приподнята, руки сложены так, что левая кисть покрывает правую, правое плечо чуть ниже левого, ноги немного согнуты в коленях, ступня левой ноги опирается о правую, ступня которой практически полностью лежит на ткани. Общее впечатление такое, что человек лежит в позе, в которой было принято хоронить умерших иудеев.

Некоторые устранимые противоречия

Начнем с противоречий и нестыковок, замеченных нами и ранее, насколько нам известно, не обсуждавшихся. Обратимся к бесспорным первоисточникам:

— Евангелие от Матфея:

«И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (27, 59).

— Евангелие от Марка:

«Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба» (15, 46).

— Евангелие от Луки:

«И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (23, 53).

— Евангелие от Иоанна:

«Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (19, 40).

Обратим внимание на одно слово, повторяющееся у всех евангелистов: «обвил» («обвили»). Несмотря на многочисленные переводы, трудно, если не невозможно, допустить, что изначальный смысл этого слова на древнегреческом, дошедшего до русского текста, искажен. Слишком далеки по значению от «обвить» такие понятия, как «завернуть», «обернуть» или тем более «покрыть» и «накрыть». В статьях М. Чегодаевой, А. Белякова и протоиерея Глеба Коляды эта ситуация трактуется следующим образом. Глагол ejneilevw употребляется только один раз в Новом Завете и означает «завертывать в …». Глагол ejntulivssw употребляется в Новом Завете три раза и означает «заворачивать», «сворачивать», «завернуть в …». Эти два глагола в переводе епископа Кассиона (Безобразова) приводятся как наиболее адекватные древнегреческому тексту и, по мнению епископа, означают ситуацию, когда тело было положено на одну половину холста и покрыто другой.

Нельзя считать, что слова «плащаница» (sindwvn) и «пелены» (ojqovnia) синонимичны: в Евангелии от Луки они употребляются в одном контексте, но различаются употреблением в различной грамматической форме — одно в единственном числе (плащаница) и другое во множественном (пелены). Поэтому Иосиф с понятием пелены (ojqovnia) употребляет глагол devw, что означает «связывать»: «Они взяли Тело Иисуса и связали его пеленами…» Именно эти пелены (ojqovnia), а не плащаница (sindwvn) были найдены апостолами в пустой пещере.

Для выражения действия «обвивать» в греческом языке употребляется глагол, образованный с помощью другого глагола: peri elivssw (обертывать, обматывать, обвивать, по словарю древнегреческого языка И.Х. Дворецкого).

Если допустить, что тело Иисуса именно обвили тканью перед положением во гроб, то смысл дальнейших дискуссий о подлинности плащаницы теряется. Ясно, что это подделка, так как на винтовой поверхности узкой полосы ткани то изображение, которое имеется на плащанице, получиться не может. Да и можно ли многократно обернуть тело покойника тканью длиной 4,36 м и шириной 1,1 м, не разрезав ее на полосы шириной 10—15 см. По меньшей мере, тело в плащанице плотно обматывали пеленами в нескольких местах: в области щиколоток, чуть выше колен, поверх сложенных на животе рук и вокруг шеи. Под плащаницей, которой был накрыт Христос, было две повязки: одна — связывающая руки в области кистей, и вторая — вокруг головы для удержания нижней челюсти.

На известной иконе «Положение во гроб» можно насчитать не менее двадцати пяти оборотов ткани вокруг тела Спасителя. Именно так плотно укутывали забальзамированные тела покойников в древней Иудее. Следовательно, все не так просто. Иконописцы, как и многие художники, в том числе и знаменитый Густав Доре, великолепные гравюры которого украшают книжные жизнеописания Христа, не присутствовали при положении его во гроб, но руководствовались библейским текстом и наверняка известными им традициями захоронения иудеев. Что доподлинно и изображали. Если бы тело Христа на иконе было просто покрыто с головой ровным полотнищем, то, во-первых, это вызвало бы недоумение у знающих соответствующий обряд иудеев, а во-вторых, непосредственно указало бы на существование плащаницы. В чем на протяжении веков христиане не были заинтересованы.

Далее попытаемся почитать «между строк» Священное Писание в предположении, что все четыре апостола хорошо знали о существовании плащаницы с неоспоримым свидетельством воскрешения Христа в виде нерукотворного образа на плащанице. Могли ли они прямо об этом писать? Безусловно, нет. Но намеки для сомневающихся лиц будущих поколений должны были оставить. И они есть. У Матфея: «… обвил его чистою плащаницею». «Обвил» и «плащаницею», как мы показали выше, не стыкуется. Но не это главное. А главное здесь слово «чистою». Зачем было это подчеркивать? Мы полагаем, что для того, чтобы указать, что до контакта с телом Христа на плащанице никаких изображений не было и быть не могло.

Юрий ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter