Тайны Туринской плащаницы

Белорусский взгляд на загадку христианской святыни

О чем говорит анализ фактов? (Продолжение. Начало в № 103)

Читаем Марка: «Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею…» Вновь «обвил» и «плащаницею» не стыкуется. Но мысли-то зашифрованы иные. Во-первых, плащаница существует, знайте, потомки, это. Во-вторых, она новая, только что купленная и ни с каким иным телом, кроме Христа, не контактировавшая. И это помните, потомки.

Читаем Луку: «… обвил плащаницею и положил его в гробе, …, где еще никто не был положен». Три апостола, понимавшие всю значимость для новой веры такого мощного доказательства воскрешения Христа, как нерукотворный образ на плащанице, словом «обвил» уводят в сторону возможные намеки на плащаницу, так как какую ценность могут представлять бинты, или, точнее, пелены, с наспех забальзамированного тела покойника (пусть не коробит верующих слово «наспех», это действительно так, и к данному вопросу мы еще вернемся). Вновь как рефрен сквозит мысль: во гробе до Христа никто не был захоронен и найденная там плащаница с образом не могла запечатлеть никого иного, кроме Христа.

Что касается Иоанна, то он вообще направляет ищеек фарисеев на ложный путь, не употребляя слова «плащаница», хотя и был первым у гроба воскресшего Христа, вошел в пещеру вслед за Петром и, конечно же, не мог не видеть плащаницы с нерукотворным образом. Зная, как фарисеи и наэлектризованная ими толпа обошлись с их Учителем, оба они хорошо представляли, какие усилия предпримет языческая власть в поисках доказательств воскрешения Христа, дабы их уничтожить.

По преданию, плащаница хранилась сначала у одного из тех, кто увидел ее первым, — у апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику.

Теперь о тех «нелепостях», которые обнаружил кандидат физико-математических наук В. Сурдин («Туринская плащаница: научное расследование». — Наука и жизнь, № 11, 2007) и которые при более вдумчивом и точном изучении таковыми не являются. Первая «нелепость» сформулирована им так: «Когда покрывало лежит на теле человека, оно прилегает к поверхности тела. Следовательно, если снять и разложить покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. На плащанице нет таких искажений». Эта «нелепость» устраняется в ходе следующих логических построений и рассуждений.

Во-первых, у нас нет оснований полагать, что все фрагменты изображения — результат непосредственного контакта тела и полотна. Мы придерживаемся другого мнения, но об этом ниже. Здесь лишь отметим, что непосредственно контактировавшие с телом участки полотна, безусловно, повлияли на качество и вид изображения. Однако на участках, с телом не контактировавших, например глазницах, зоне вокруг выступающего носа и других выступающих участков тела, цветовая насыщенность изображения должна быть иной, более слабой, но при этом единой для всего изображения природы. Ниже мы более подробно обоснуем наше предположение (оно вполне подтверждается библейскими текстами), что тело Христа плащаницей просто накрыли, оставив тщательное бальзамирование и плотное обвивание пеленами на следующий за субботой день. Тогда вышеприведенные суждения становятся очевидными.

Во-вторых, тип льняной ткани, использованной в качестве плащаницы, обладает достаточной жесткостью, чтобы не прилегать во всех точках ко всему телу с его выступами и углубления-ми и лежать достаточно ровно, касаясь тела лишь в выступающих точках. В подтверждение этого факта нами проведен эксперимент с льняной тканью (полотняного переплетения) плотностью около 30 мг/см2 и типом плетения, близким к использованному при изготовлении плащаницы: льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготавливались на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, в течение II—I веков до н.э. и до конца I века н.э. и получили название «дамаск». Отметим, что выбранная нами ткань по плотности, а следовательно, и по жесткости отличается от аналогичных параметров плащаницы в меньшую сторону. Это вполне оправданно, так как ткань плащаницы была изначально пропитана масляными веществами при миропомазании Христа и в последующие годы неоднократно пропитывалась оливковым маслом, что должно заметно ее утяжелить. Мы это подчеркиваем, чтобы показать, что наш эксперимент проводится с тканью, способной более плотно, чем оригинал, прилегать к покрываемому телу.

Существует мнение, что некоторые компоненты состава для бальзамирования, принесенные Никодимом «литр около ста» (Иоанн, 19, 39), представляют собой сухие порошки. Они были высыпаны вокруг тела Христа непрерывной горкой, что дополнительно исключает плотное облегание плащаницей передней части тела. На фото, сделанных нами с живого добровольца, имеющего близкие к образу Христа данные, ясно видно, что плотного прилегания ткани к телу не происходит. Таким образом, эта «нелепость» опровергается. Искажения образа не наблюдается, так как ткань плащаницы по своим физико-механическим характеристикам плотно облегать тело Христа не могла. Да и что мы знаем об истинной ширине лица и пропорциях тела Спасителя, чтобы утверждать, что они искажены? Изображение возникло под действием излучения пока не установленной природы (об этом ниже), исходившего по нормали к горизонту параллельными лучами (или потоками) вверх и вниз относительно тела.

Вторая «нелепость» по В. Сурдину формулируется так: «Совершенно отсутствуют пустые места, которые должны появляться из-за складок. Изображение слишком гладкое, чтобы быть подлинным». Евангелисты утверждают: основа плащаницы — новая ткань, купил ее Иосиф из Аримафеи непосредственно после того, как Пилат разрешил ему снять с креста тело Иисуса! Во все века ткани продавались и продаются поныне из рулонов. При довольно высокой жесткости ткани, да и просто для удобства транспортировки, Иосиф нес ткань не сложенную, а наверняка смотанную в рулон (почему мы не можем такое предположить?). Он размотал рулон наполовину на камне гроба и второй половиной тело накрыл. При такой технологии никаких складок не образуется.

Третья «нелепость» трактуется следующим образом: «Отпечаток окровавленных ступней на покрывале геометрически не соответствует положению ног. Ступни лежащего человека обычно направлены пальцами вверх, а здесь ступни подошвами стоят на покрывале, и тогда колени должны быть согнуты». Совершенно надуманное, поверхностное и не опирающееся на давно известные факты суждение. Во всех описаниях плащаницы говорится: колени слегка согнуты, а голова приподнята. О чем это свидетельствует? Да коротка оказалась гробница для Христа. Гроб Господень — это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Погребальное ложе Христа представляло собой каменную скамью высотой от пола 60 см и размерами 200х80 см (данные из современных источников). Казалось бы, при росте покойника 180—181 см можно уложить тело, не сгибая его в коленях и не приподнимая голову. Однако, естественно предположить, что стены пещеры не были строго вертикальны. В зоне смыкания с ложем они наверняка закруглялись и таким образом прямолинейный участок ложа был сокращен. В этом случае «нелепость» объясняется просто: ноги Спасителя упирались в стену пещеры и, соответственно, были плотно прижаты к плащанице. Тем более что распинавшие Христа римляне не думали о том, чтобы облегчить Его страдания. Наверняка гвозди в ступни забивали при хрусте костей и разрыве связок до полного контакта ступни с крестом. Естественно, пальцы ног лежавшего на смертном одре Спасителя после нескольких часов пребывания на кресте отвердели и уже не могли быть направлены вверх. По тем же причинам и голова Христа оказалась слегка приподнятой, так как опиралась на закругление в зоне смыкания ложа со стеной пещеры.

Следующая надуманная «нелепость»: «Волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах». Иосиф и Никодим, а также принимавшие участие в захоронении пять женщин, уложив тело Христа на плащаницу в позе, предписанной погребальным еврейским обрядом, конечно же, поправили растрепанные волосы, бороду и уложили косу строго между лопаток. Именно положение косы, лежащей ровно и строго между лопаток, свидетельствует о том, что волосы Христа бережно поправляли, иначе коса при небрежном укладывании тела на скамью, обязательно была бы многократно изогнута. Волосы на лицевом изображении не спадают вниз и потому, что их вместе с телом подвергли первичному бальзамированию и они стали жестче.

Далее В. Сурдин утверждает: «Руки и пальцы различной длины; так, одна рука на 10 см длиннее другой». Во-первых, анатомические особенности человеческого тела таковы, что строгой симметрии левой и правой половины тела почти никогда не бывает. Во-вторых, при таком низком качестве изображения, которое имеется на плащанице, произвести точные замеры невозможно. И в-третьих, и это главное, после многочасового висения на гвоздях, вбитых в запястья, сопровождающегося поиском положения тела, при котором болевые ощущения стали бы хоть чуть-чуть меньше (или по другим соображениям, приведенным ниже), нагрузка на руки была неизбежно разной. Связки, суставные сумки вытянулись неравномерно, возможные вывихи суставов удлинили руки, которые закостенели в этом положении.

Еще одна надуманная «нелепость» сформулирована так: «Кровь течет так, как это бывает на картинках второразрядных живописцев: по небольшой канавке, и не сворачивается, что было бы естественно». Кровь из мертвого, остывшего тела течь уже не может. Пятна крови на плащанице не результат течения, а отпечаток с ран Христа, на которых кровь уже много часов, как свернулась. Этим же объясняется и цвет крови на плащанице: каждый сгусток крови разделился на две части, одна из которых осталась на теле, а вторая перенесена на плащаницу свернувшейся, более темной частью непосредственно на ткань и более красной, но уже спекшейся частью наружу.

Остальные «нелепости», на которые указывает В. Сурдин, настолько сами по себе нелепы, что не стоит на них и останавливаться. Элементарная, не требующая глубоких познаний логика их отвергает. Единственное, принципиально важное, на чем следует остановиться, это методология радиоуглеродного анализа. Но об этом позднее.

Юрий ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, доктор технических наук, профессор

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter