Тайны старинного архива

Изучение недавно переданного в Беларусь архива Михала Клеофаса Огинского обещает сенсации и музыковедам, и историкамДо недавнего времени шесть тысяч листов архива выдающегося деятеля европейской истории и культуры Михала Клеофаса Огинского хранились в Российском государственном архиве древних актов. В 1833 году пять сундуков архива своего знаменитого отца по его завещанию передал Российской империи сын Михала Клеофаса, Ирениуш Огинский. Но до сих пор архив так и не был исследован. И сразу же после беглого просмотра он преподнес исследователям первый сюрприз: пролистав ноты, музыковед Светлена Немогай обнаружила три ни разу не публиковавшихся произведения всемирно известного композитора — марш (в аранжировке дочерей Огинского, Амелии и Эммы, с надписью "Для нашего дорогого отца"), романс и галоп. Символично, что впервые — правда, более чем через столетие после ее создания — эта музыка прозвучала на белорусской земле. Прежде неизвестные произведения Огинского были исполнены 6 февраля на торжественной церемонии передачи архива в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь.

Семь нот полонеза
Полонез Огинского "Прощание с Родиной" — одно из самых узнаваемых в мире классических музыкальных произведений. Иное дело — далеко не все помнят автора этой печальной, чарующей мелодии.
— Бывали абсурдные ситуации, когда еще в советские времена ведущий концерта объявлял: "Чайковский. Полонез "Прощание с Родиной", — рассказывает директор музея истории театральной и музыкальной культуры Зинаида Кучер.
Сам же Огинский считал сочинение музыки всего лишь увлечением. Литератор и историк, польский посол в Англии и Голландии, министр финансов, сенатор Российской империи, он рассчитывал остаться в истории благодаря своей политической деятельности. Но история распорядилась иначе: потомки помнят князя Огинского в первую очередь как создателя вальсов, мазурок, десятков прекрасных полонезов. И поклониться памяти именно Огинского-композитора в его еще не восстановленную усадьбу Залесье в Сморгонском районе на Гродненщине ежегодно в годовщину его рождения, 26 сентября, стекаются сотни паломников из Беларуси, Польши, Прибалтики, России...
— В 2006 году, к 240-летию со дня рождения Огинского, Минский областной драматический театр поставил спектакль по пьесе Владимира Дроздова "Фантазия ля-минор", — рассказывает Зинаида Кучер. — Мы пригласили актеров 26 сентября показать спектакль в Залесье. Признаться, актеры не очень-то хотели ехать: их не прельщала перспектива играть в неприспособленном, нереставрированном помещении. Но сотрудникам музея удалось убедить их. И как они играли! Словно старинные стены усадьбы давали им творческую силу!
Во времена Михала Клеофаса Огинского в его имении собирались, по воспоминаниям современников, "все обладавшие весом в обществе люди. В Залесье приезжали именитые граждане Короны и Литвы, радевшие о благе своей страны". Говорят, и сегодня стены старого имения помнят звуки старинных мелодий. Здесь играли выдающиеся музыканты конца XVIII — начала XIX столетия: Иосиф Козловский, директор музыки петербургских императорских театров, знаменитый испанский скрипач Эскудера, итальянский композитор и певец Джузеппе Полиани и, конечно, сам хозяин имения. Именно здесь был написан полонез "Прощание с Родиной" — незадолго до того, как Огинский после подавления восстания Тадеуша Костюшко вынужден был эмигрировать.
Возродить изящную, утонченную атмосферу Залесья — давняя мечта сотрудников музея театральной и музыкальной культуры: изысканные картины и произведения искусства, ухоженный парк, в котором водились лани, река с ключевой водой, где плескалась форель... Вот уже семь лет имение Огинского в Залесье — филиал Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь. И в ближайшее время усадьба будет отреставрирована — план реставрационных работ уже утвержден. Разработанная директором музея концепция предполагает множество интересных проектов — восстановление княжеских оранжерей (Огинский утверждал, что они могли бы составить честь даже дворцам Петербурга), зверинцев (у князя их было два — крытый и открытый), конюшен (при усадьбе планируется открыть конно-спортивную школу для местной детворы, а для туристов организовать катание на санях и в карете). А еще в усадьбе обязательно должны быть музыкальный салон и театральный зал.
Загадки предстоит разгадать
Об особой ценности исторического памятника "Залесье" не только в масштабах нашей страны, но и для общеевропейской культуры говорит пристальное внимание к судьбе усадьбы Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО, при активном содействии которой и был возвращен в Беларусь архив Огинского. Между архивистами Беларуси и России не существует договоренности о возвращении оригинальных архивных документов, и архив нашего знаменитого соотечественника вернулся в Беларусь в микрофильмах и на компакт-дисках. Но современная аппаратура, говорит Зинаида Кучер, позволяет воспроизвести документы практически неотличимыми от оригиналов, состарить бумагу и чернила. Шесть тысяч листов архива включают в себя не только ноты, но и, к примеру, переписку отца Михала Клеофаса, Андрея Огинского, с последним королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. Причем и письма дипломата Огинского, и августейшие послания зашифрованы. Большая часть архива — на французском и польском языках, необходим перевод документов на современные русский и белорусский. Кроме того, в архиве — более 340 визитных карточек, перебирая которые можно будет сделать вывод об окружении Михала Огинского, о том, кто из великих людей его века бывал в Залесье. И, возможно, тут тоже таятся открытия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter