Корреспондент "Республики" принял участие в рейде по пресечению браконьерства

Тайны речной глади

Миллионные штрафы, лишения свободы. Такова сегодня цена нарушения запретов на ловлю рыбы в нерест. И как результат — браконьеров стало меньше

На часах около шести. Наш уазик бежит по территории Добрушского района к границе с РФ. Здесь у нас запланирована встреча с российскими инспекторами природоохраны, вместе с которыми мы проведем рейд по пресечению браконьерства. 



— Поздновато едем, — ворчит сидящий за рулем старший инспектор Гомельской областной инспекции охраны животного и растительного мира Николай Пирожник. – Лучше, когда глубокая ночь вокруг. Темнота – друг браконьера. И помощник инспектора…

В смысл сказанного помогает вникнуть встретивший нас на пограничье начальник областной инспекции Андрей Долгий. С его слов, рейд начался уже прошедшей ночью. Сотрудники межрайинспекции выехали на приграничную с Россией Ветковщину. Имелась информация: на Сож у деревни Новоселки вечером спустили лодку с сетями. А доставивший ее к реке браконьер на гужевой повозке отправился в деревню Радуга, она в нескольких километрах вниз по течению. Используя тепловизор, инспекторы отследили в половине второго ночи момент загрузки снастей и мешка с уловом. 

При задержании не обошлось без эксцессов, браконьерская повозка протаранила автомобиль, но задержанному с поличным 50-летнему гомельчанину, работнику стройтреста № 14, придется отвечать по-крупному. Ущерб природе с учетом нереста и пойманных ценных пород рыб оценен в 265 базовых величин. Следователи СК решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Фигурантами его станут и браконьеры-беглецы. Их личности установлены. 

…Тем временем к месту встречи подъезжают российские сотрудники рыбоохраны. Старший инспектор отделения госнадзора управления Федерального агентства по рыболовству по Брянской и Смоленской областям Игорь Дегтярев и госинспектор из Трубчевска Михаил Романенков также не с пустыми руками. На крыше их УАЗа – резиновая лодка с мотором. Несколько минут – и смешанные рейдовые группы разъезжаются. По договоренности, Дегтярев со старшим инспектором из Гомеля Сергеем Савельевым идут вниз по течению Ипути от российского Вышкова, другие с Романенковым двигаются по ней вверх из Добрушского района. 

И вот «Казанка» спущена с лафета на воду. Николай Пирожник деловито снимает тент и запускает мотор. Идем на малом ходу. Вместе с российским инспектором Михаилом Романенковым и Николаем Пирожником зорко вглядываюсь в акваторию Ипути. Обман напряженного зрения: поначалу едва ли не каждая торчащая из воды коряга кажется плывущей дичью, а дерево в заросшем травой и кустарником прибрежном лесу – человеком. В затоках Ипути – бобровые плотины, за каждым поворотом реки шум мотора поднимает с воды стаи уток. Еще поворот, и видим людей и причалившую к берегу лодку. Берем ее на абордаж. Рыбы и снастей в моторке нет.



— Совместный рейд природоохраны. Чем занимаетесь? – вопрос инспекторов к двум мужчинам, стоящим на берегу. 

— Здесь пограничная территория. А мы тоже работаем, — отвечает один из дуэта, раскрывая удостоверение инспектора российской рыбоохраны.

Для убедительности инспектируем ближайшие затоки. Сетей не находим. Но вот из-за поворота появляется моторка. Наши! И с трофеями. По пути из Вышкова, оказалось, задержали двоих жителей Злынковского района с десятью сетями, сняли шесть «бесхозных» снастей. Часть воссоединившейся группы остается дежурить у авто, другая отправляется на ближайшее озеро. Вскоре на берегу в сопровождении инспекторов появляется мужчина, тянущий лодку. В ней окуни, плотва, язи. В мешке — орудия браконьерского лова. 50-летний житель рабочего поселка Вышков Сергей В. инспекторам знаком, привлекался за браконьерство. Урок — не впрок. Впрочем, сам рабочий котельной, на удивление, спокоен: попался – заплачу. Составленный протокол, грозящий штрафом от 2 до 5 тысяч российских рублей, не очень пугает. Белорусские санкции убедительнее: от 20 базовых величин. Сети и улов россиянина изымаем, лодка передается хозяину на ответственное хранение. До решения суда…

Путь «на базу» — без происшествий. Пугаем, правда, на белорусском берегу кого-то из редких жителей отселенной зоны. И несем небольшие потери: где-то в водах Ипути остается кусок лопасти лодочного винта. В память о совместном рейде.

zdan1@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter