Тайны разметки

Технику брестского предприятия «СТиМ» для нанесения дорожной разметки знают и уважают почти на всех континентах

Природа не дала Беларуси больших богатств, однако наделила другим потенциалом – интеллектуальным. На тысячу работоспособных жителей в Беларуси людей с высшим или средним специальным образованием в 2—3 раза больше, чем в европейских странах. В век технологий и ноу-хау это серьезный экономический фактор. Сегодня в республике уже появился ряд высокоинтеллектуальных предприятий, способных конкурировать с мировыми корпорациями, невзирая на многократное финансовое превосходство последних. Наше государство поддерживает «умные» компании. И некоторые из них сегодня активно осваивают международные рынки. Скажем, технику брестского предприятия «СТиМ» уже знают и уважают практически на всех континентах. 

История создания и развития «СТиМ» — лишнее доказательство факта, что при трудолюбии и интересной идее в Беларуси есть возможность создать прибыльный бизнес буквально с нуля. Зародилось предприятие в 1997 году. Тогда несколько брестских инженеров волею экономической конъюнктуры были вынуждены заниматься непривычным для себя делом: поставками на белорусский рынок специальных красок для дорожной разметки. Однажды закупили продукцию известного европейского производителя, но белорусских дорожников качество не устроило. Через две недели разметка «потекла», и к поставщикам пришли с претензиями. 

— Начали разбираться, в чем дело, — объясняет Дмитрий Черненко, генеральный директор «СТиМ». – Оказалось, что по плотности европейское качество не подходит для советской разметочной техники – краска не хочет идти через пистолет. Наши рабочие подошли к вопросу творчески и разбавили европейскую краску бензином, чтобы уменьшить ее плотность. Но результат получился плачевный. 

Тогда Дмитрий Анатольевич с коллегами решили модернизировать машину, чтобы была возможность использовать качественную краску. Трудились четыре месяца, заказали по почте пистолет из Швейцарии… Когда закончили работу, то от старой разметочной машины остался только компрессор. Зато новый агрегат пришелся по душе дорожникам. А раз разработка пользуется спросом, почему бы не наладить и серийное производство. 

— Начинали свой бизнес в арендованном гараже, — вспоминает Дмитрий Черненко. – Помогли законодательные льготы. Нам дали право формировать уставный капитал фирмы в течение двух лет. За это время мы смогли заработать необходимые 50 тысяч долларов. 

Сегодня «СТиМ» поставляет свою продукцию в страны СНГ, Прибалтику, Польшу, Марокко, Сирию… География самая широкая. Кстати, разметочные агрегаты на территории бывшего Советского Союза больше не выпускает ни одно предприятие. Импортные аналоги слишком дорогие, и техника белорусских инженеров пользуется хорошим экспортным спросом. Впрочем, кроме цены, у «СТиМ» имеются модели, которые не осилили и западные конкуренты. 

Оказалось, самое сложное – не наносить дорожную разметку, а качественно ее обновлять. Чтобы свежая краска ложилась ровно на старые штрихи и полосы. Немецкая корпорация «Hofman» не одну тысячу долларов израсходовала на разработку системы «наведения» пистолета на старые трафареты. Их инженеры бились над чертежами не один месяц и в конце концов пришли к выводу: создать такую машину невозможно либо очень дорого. На «СТиМ» же подумали и снабдили разметочную технику лазерным сканером, который «прощупывает» асфальт и точно освежает именно старый рисунок. Кстати, брестские разметочные машины символично назвали «Шмель». Это уникальное насекомое, ибо по своему строению тела и крыльев оно должно ползать по земле, но, вопреки всем законам физики, летает. 

После таких ноу-хау европейские производители стали уважительно относиться к белорусским конкурентам. На «СТиМ» хранятся интересные снимки с международных выставок. Там они показывали свою чудо-машину, у которой имелся большой матерчатый кожух – защита от разбрызгивания краски. Но конкуренты подумали, что брестчане пошли на хитрость и именно там и спрятали самую ценную часть разработки. Главный инженер корпорации «Hofman» даже стал на четвереньки, чтобы заглянуть под кожух. Рабочие «СТиМ» потом подшучивали: немцы стоят перед нашей продукцией на коленях. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter