В Дрездене прошла очередная, уже 64-я по счету, ежегодная встреча Бильдербергского клуба

Тайны Бильдербергского клуба

В Дрездене прошла очередная, уже 64-я по счету, ежегодная встреча Бильдербергского клуба, одного из самых закрытых и таинственных форумов современности. За ним давно и прочно закрепился имидж секретного собрания вершителей судеб мира. И это не голословное утверждение — на сайте мероприятия можно найти только более чем куцый пресс-релиз, примерный перечень тем и ссылку на список участников. Традиционно заседание клуба не имеет подробной повестки дня, по его итогам резолюции не предлагаются и не голосуются, политические заявления не делаются. Дескать, «встреча является форумом для проведения неформальных дискуссий о мегатрендах и основных проблемах, стоящих перед миром». Важность Бильдербергского клуба подчеркнула газета Guardian, которая считает его более влиятельным собранием, чем встреча «большой семерки».


Кризисные явления в мире и методы борьбы с ними в повестке не присутствовали, судя по всему, с этой напастью уже смирились. Обсуждали новую — безработицу, в первую очередь среди интеллектуалов, масштаб которой впечатляет: таковых около миллиарда. Это люди, которых нынче именуют прекариатом, они не имеют постоянной работы, заняты от гранта до гранта,  мечутся от проекта к проекту, от одной подработки до следующей. И не потому, что им так нравится, нет желания сидеть в офисе — работодатели их туда просто не берут. По многим причинам, одна из которых — такого количества работы для них нет, особенно если учесть слабые компетенции многих прекариев. 

Но просчеты в формировании новой экономики, которые привели к такой печальной ситуации, когда образованные, порой неплохо, специалисты не видят перспектив и вынуждены тратить силы не на работу, а на ее поиски, так и не были названы.

Почему мировую элиту беспокоит именно это? Четкого ответа, отчего самые влиятельные вдруг озаботились судьбой креативного класса, фрилансеров и офисного планктона, нет. Дальше мы вступаем на зыбкую почву конспирологических теорий, коих множество вокруг Бильдербергского клуба. По данным Международной организации труда, в нынешнем году число безработных в мире превысит 200 миллионов человек. Эта проблема в числе основных рассматривалась на заседании «большой семерки» (G7). Правда, руководителей ведущих мировых держав больше волновали рабочие места в реальном секторе экономики. И их уменьшение они списали на роботов, дескать, именно они отнимают работу у людей, а дальнейшая роботизация и автоматизация в ближайшей перспективе угрожают исчезновением 5 миллионов рабочих мест.

Таким образом, проблема занятости выходит на одно из первых мест среди социально-экономических проблем современности. И рецептов ее решения в мире нет, во всяком случае, они не предложены. 

Но для людей, которые смотрят глубже и дальше,  очевидно, что сложившаяся ситуация — мина замедленного действия под существующий порядок вещей. А интеллектуал-безработный более опасен и неудобен власть имущим. Те, кто умеет думать, анализировать. Вдруг среди них где-то размышляет над бокалом рейнского очередной Карл Маркс? Которому надоело нанизывать приставки «пост-» к терминам «индустриальный» и «модернизм», и он задумался о несправедливом устройстве окружающего мира, в котором богатые становятся сверхбогатыми, а у остальных в неолиберальном обществе шансов на лучшую жизнь нет. 

И одними лишь размышлениями дело может не ограничиться, за ними последуют действия. Вспомним 1968 год, когда вспыхнул Париж, студенческие волнения потрясли Францию. Более свежий пример — «арабская весна», когда интеллектуалы выдвигали лозунги, а толпа их подхватывала и воплощала в жизнь. Сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, путь от идеи до баррикад стал очень коротким…

К чему приводит симбиоз идей, которые генерируют интеллектуалы и горючие массы из безработных, которым умело внушили, кто и как их обидел, лишил будущего, видно на примере ИГИЛ. Формула, которую вкладывают в головы безработным, проста: в мире существует социальная несправедливость, жертвами которой вы стали, с ней можно и нужно бороться. И человек, ни разу не державший в руках рабочий инструмент, берет автомат и идет восстанавливать справедливость.

Что смогут противопоставить такому гипотетическому варианту мировые лидеры? Какие социальные технологии предложат и реализуют, чем займут и как задействуют человеческие ресурсы, чтобы они не вышли из повиновения? Ведь сегодня в нашем нестабильном мире подспудно идет накопление каких-то изменений, перелом каких-то трендов, которые формируют наше будущее. И оно может стать принципиально отличным от настоящего.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by

Фото obzor.lt
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter