Более 5 лет назад сотрудники Национального художественного музея Александр Ярошевич и Елена Карпенко поехали в старинный Жировичский монастырь, чтобы по договоренности с Белорусской православной церковью забрать оттуда иконы. Их сняли с иконостаса, установленного в Успенском соборе еще в 1732 году, и некоторое время реликвии хранились на хорах. Теперь они представлены на выставке в НХМ — после длительной реставрации, которая открыла нам неизвестную страницу искусства трехсотлетней давности.

Александр Ярошевич, фото Павла Чуйко
Существовала некоторая обеспокоенность среди прихожан и туристов, которые заметили, что на месте старинных ликов в иконостасе Успенского собора появились новые изображения. Но, к счастью, памятники прошлого не исчезли. Александр Ярошевич считает большой удачей то, что по благословению митрополита Филарета их в свое время передали в музей:
— Еще в XIX веке во многих странах осознали важность хранения особо ценных предметов культовой живописи в художественных галереях. К сожалению, в храмах они не выдерживают неустойчивого температурно–влажностного режима. В том числе и на жировичских ликах заметны трещины.
Реставрация принесла неожиданное открытие. Оказывается, перед нами произведения начала XVIII века. Но в XIX столетии их частично переписали. А самое важное: мы впервые можем видеть эти шедевры на расстоянии вытянутой руки. Ведь когда они украшали иконостас, то находились на многометровой высоте, плохо доступные взору как верующих, так и всех ценителей прекрасного.

Отреставрированная икона.
И вот когда иконы раскрыли, оказалось, что написаны они в западноевропейской манере, хотя и украшали православный храм. Почему? С 1596 по 1839 год большинство православных Беларуси пребывали в церковной унии с католиками. Любопытно, что даже надписи на иконах выполнены на латинском и на церковнославянском, а в XIX веке, во время борьбы с униатским наследием, цитаты из Священного Писания на двух языках закрасили и нанесли поверху новые изречения — только на церковнославянском. Были также частично закрашены католические митры на фигурах святых, окружающих образ Матери Божьей Жировичской. Все эти детали очень ценны — в них отражается история страны.

Иконостас Успенского собора Жировичского монастыря. Первоначальный вид
со старыми иконами, фото Александра Ярошевича.
Попавшие в музей раритеты сняты с двух верхних ярусов иконостаса. По сей день в нижнем ярусе остаются иконы начала XVIII века в царских вратах того же периода.
vk@sb.by
Советская Белоруссия № 123 (24753). Среда, 1 июля 2015