Тайное и явное мадридского двора

О мероприятии в Национальном пресс–центре, на котором европейские послы подводили «итоги и перспективы развития взаимоотношений ЕС и Беларуси»...

Три головы хорошо, а одна — все–таки лучше. Это я по поводу Евросоюза. Не зря в Европе решили завести себе единого президента. В несколько рук сложно вести пресс–конференцию, не то что управлять таким огромным образованием из 27 стран. Сомневающимся надо было бы посетить недавнее мероприятие в Национальном пресс–центре, на котором европейские послы подводили «итоги и перспективы развития взаимоотношений ЕС и Беларуси». Перед журналистами предстала сложная картина наших отношений, фон которой, несмотря ни на что, остается позитивным.


...Первой в дверном проеме показалась седая голова посла Испании в Москве и по совместительству в Минске — Хуана Антонио Марка Пужоля. Лиссабонский договор поменял систему управления Евросоюзом, однако страновые председательства он не отменил. В ближайшие полгода столицей Европы следует считать Мадрид.


Это, наверное, самая отдаленная от Минска европейская столица. Высказываются опасения, что «Восточное партнерство» в эти полгода вряд ли получит сильный импульс. А импульс нужен, поскольку промежуточные итоги партнерства не вполне осязаемы. Испанский дипломат попросил не спрашивать строго с полугодовалого младенца и заверил, что его страну волнуют не только проблемы Средиземноморья, но и Восточная Европа.


Поскольку в Минске испанский посол бывает лишь наездами, то обязанность координировать работу всех диппредставительств ЕС возложена на Великобританию. И следом за испанским дипломатом к журналистам вышла посол Великобритании Розмари Томас. Она единственная выступала на русском и естественно смотрелась в роли модератора. Из–за этого, правда, ей приходилось брать на себя самые сложные проблемы. Однако миссис Томас нелегко было отвечать на вопрос о том, когда же белорусы перестанут переплачивать за визу (Великобритания не является членом шенгенского пространства), или о перспективах евро (британцы, как и сто лет назад, расплачиваются фунтами).


Для журналистов самым сложным было разобраться, кто же все–таки здесь главный и с кого «спрашивать» за европейскую политику. Подозреваю, что с такими же трудностями в Минске сталкиваемся не только мы... Вроде бы после лиссабонской реформы координировать работу посольств 27 государств–членов должны представительства Евросоюза. Глава такого представительства в Минске Жан–Эрик Хольцапфель также присутствовал на пресс–конференции, но инициативу на себя не брал и вообще редко поднимал глаза от толстенной папки с бумагами.


Евросоюз в последнее время старается не высказывать жестких ультиматумов. «Нам всем нужен глубокий диалог... — говорил посол Испании. — «Восточное партнерство» — это тот стол, за которым можно вести этот диалог». Точнее, четыре «стола» — права человека, бизнес, энергетика, контакты между людьми, — и все они, по мнению дипломата, должны быть заняты. Эта образность заслуживает похвалы, но опять порядком приевшийся учительский тон.


По мнению британского дипломата, «Беларусь может диктовать темп диалога». «Но важны реальные шаги. Мы считаем, что следующий шаг за Беларусью, — сказала Розмари Томас и добавила: — В Беларуси происходят интересные события, которые мы приветствуем. В частности, начало дебатов по смертной казни в Парламенте». Но, похоже, в Европе это не считается. Мне не раз приходилось слышать мнение, что таким «следующим шагом» стали бы выборы, признанные наблюдателями от ОБСЕ. Но было бы в высшей степени странно и несправедливо фактически замораживать отношения с целой страной до следующих выборов. Правда,  говорить об этом вслух дипломаты желанием не горят...


Подумалось: были бы у нас газовые месторождения, разговор шел бы совсем другой... Хотя уже создание Таможенного союза заставило европейских дипломатов больше шевелиться в белорусском направлении и усилило наши позиции на переговорах. Для Евросоюза крайне важен огромный рынок трех стран, который теперь будет существовать по одним законам. Теперь западные дипломаты сами говорят, что нам нужно вступить в ВТО (правда, для них лучше поодиночке). «ЕС не создавался как клуб, закрытый для внешнего мира, — мягко высказывает свои опасения посол Испании. — Мы предоставляем торговые привилегии другим странам». При этом он либо забыл, либо не знал, что Беларусь исключена из обобщенной системы преференций, из–за чего несет ежегодные убытки в 300 миллионов долларов...


После разговора с европейскими послами лично у меня осталось такое впечатление, что перспектив у нас пока больше, чем итогов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter