Тайник в бензобаке

Контрабандисты прячут нелегальные грузы в самых немыслимых местах
Контрабандисты прячут нелегальные грузы в самых немыслимых местах

Контрабандисты неустанно соревнуются между собой: кто придумает самый хитрый способ перевозки сигарет, алкоголя, наркотиков? Какие же укромные местечки входят в «топ–десятку» тайников? В автобусах, например, чаще всего прячут контрабандный груз в креслах, вентиляционных люках, в пространстве под ковровым покрытием и ступеньками, прикрепляют к днищу, бывает, даже топят в контейнере биотуалета. Автолюбители приспосабливают под тайники колеса, сиденья, двери и крышу. А в последнее время «на пике моды» — топливные баки. Только в нынешнем году белорусские таможенники зафиксировали более 1.200 фактов сокрытия товаров с использованием тайников.

«Мазда» с секретом

Водитель темно–синей иномарки, следовавшей из Польши в Беларусь, уверенно крутанул руль в сторону «зеленого» коридора. Однако опытный глаз таможенника заметил, как просел задний бампер «Мазды», заляпанной грязью. В результате тщательного досмотра машины опасения инспектора подтвердились: между двумя приваренными умельцем в районе бампера металлическими пластинами запросто уместилось 1.260 пачек импортных сигарет — в 126 (!) раз больше допустимого к ввозу количества.

Впрочем, чаще всего нелегальный табачок везут из Беларуси на Запад. Расчет прост: в Польше на каждой пачке сигарет того же российского производства продавец «наваривает» 50 центов, в Германии — уже 3 доллара, а в Великобритании — в 10 раз больше первоначальной прибыли. В основном таким, с позволения сказать, бизнесом промышляют жители приграничных районов страны. В результате с каждой незаконной тысячи пачек — 5 тысяч долларов чистого «навара». Впечатляет? Еще бы. Весной гродненские таможенники вычислили хозяина микроавтобуса, который переоборудовал под камеру хранения целое днище своего «Пежо», где спрятал более 8 тысяч пачек сигарет. Причем искусно скрыл следы «реконструкции»: сварочные швы замазал антикоррозийным средством, а сверху уложил деревянные плиты, задрапированные ковровым покрытием. С виду интерьер салона выглядел, как заводской. Чтобы добраться до тайника, пришлось демонтировать полмашины. Аналогичный прием использовал российский «дальнобойщик», умудрившийся изменить геометрические формы рефрижератора, в результате чего над кузовом образовался вместительный тайник.

Впрочем, доморощенные кулибины еще и не на то способны. Покопавшись в «Мерседесе», принадлежащем жителю Литвы, ошмянские таможенники диву дались. Под сиденьями хозяин установил емкости со спиртом, от которых вывел в моторный отсек шланги со сливными кранами, замаскированными под блоком электрических предохранителей. Летом нынешнего года через пункт таможенного оформления «Урбаны» в Латвию пыталась проскочить БМВ с «фальшивым» газовым баллоном, заполненным 130 литрами спирта. Через неделю таможенники разоблачили водителя еще одной иномарки на мнимом «газовом ходу». Нарушитель вез 112 литров 96–градусной жидкости.

Некоторые, совсем уж, видать, отчаянные, головы, устраивают тайники в... бензобаках. Из Беларуси в Польшу прорывался «Фольксваген», топливный бак которого был разделен на 2 части. Соседство сигарет и пластиковой канистры с бензином повергло в шок даже видавших виды таможенников. На всякий случай водитель оборудовал второй тайник и часть нелегального груза припрятал в запасном колесе. Несмотря на «меры предосторожности», партия контрабанды была конфискована целиком.

«Золотой» кофе

Некоторые из тех, кто путешествует на автобусе или поезде, предпочитают устраивать тайники на себе. Жилетки с потайными кармашками, двойные брюки, колготки–сумки — в ход идут любые предметы туалета. Кроме того, под тайники приспосабливают хлеб, пивные банки, баллончики из–под дезодоранта, книги с вырезанными страницами, видеокассеты, автомобильные огнетушители — до чего только не додумаются изворотливые умы!

Не так давно таможенники вывели на чистую воду трех дамочек, возвращавшихся на автобусе из Польши. Приятельницы использовали в качестве тайного хранилища банки с кофе и чистящими порошками. В общей сложности было изъято 114 золотых украшений. Вряд ли нарушительницы намеревались украсить себя таким количеством серег и колец.

Похожий случай произошел на железной дороге. Когда в купе вошли таможенники, одна из пассажирок заметно занервничала, однако личные вещи для досмотра предоставила без пререканий. Но как только принялись исследовать подушку, душа у путешественницы наверняка ушла в пятки: именно туда находчивая мадам запихнула золотые побрякушки.

В перечисленных случаях нарушители задерживаются, как говорится, с поличным. Между тем вычислить хозяина тайника, обнаруженного в багажном отделении поезда или автобусном биотуалете, безусловно, сложнее. На оперативно–розыскные мероприятия у таможенного инспектора — максимум 40 минут (столько в среднем длятся остановки). Однако есть у таможенников свои профессиональные секреты (раскрывать их, конечно, до конца не будем), с помощью которых можно уложиться и в это время. Допустим, незаконный груз найден в аккумуляторном ящике поезда. Пассажиры туда доступа не имеют. Значит? Нарушитель среди работников железной дороги. А вот проникнуть в один из люков купе может кто угодно. В данном случае в число подозреваемых попадают и пассажиры. Главное — определиться с кругом поисков. Остальное — дело техники.

Экзотические невольники

Особый вид контрабанды — экзотические животные. По некоторым экспертным оценкам, нелегальная торговля братьями нашими меньшими по прибыльности уступает разве что сбыту наркотиков. Спрос на хвостатых и пернатых невольников определяется самыми разными, порой неожиданными обстоятельствами. Недавно, например, многократно возросла стоимость белых сов — одного из персонажей суперпопулярной эпопеи о Гарри Поттере. В результате численность этих птиц в Европе заметно снизилась.

Разумеется, попугаев и ящериц не везут открыто. Путешествие в чемодане с двойным дном, само собой, не из приятных. Стоит ли говорить, что испытание духотой и теснотой выдерживают не все: тысячи живых существ гибнут по дороге. Увы, мучителей это не останавливает...

Пик транзита контрабанды животных через Беларусь пришелся на 90–е годы. Со временем многие контрабандисты переквалифицировались в разводчиков живности. Тем не менее случаи нелегальной перевозки «живого» груза еще встречаются. В свое время сотрудники Мозырской таможни в прямом смысле слова освободили 395 среднеазиатских черепашек стоимостью более 2 миллионов рублей. Пинские таможенники вызволили 120 волнистых попугаев, за которых можно было бы выручить никак не меньше 3,6 миллиона. Гомельские таможенники не дали задохнуться в душном ящике 10 змеям и ящерицам, цена которым 500 тысяч. В Ошмянах «сняли с поезда» 50 степных черепах, оцененных в ту же сумму.

Резюме? На какие бы ухищрения ни пускались нарушители таможенного законодательства, все тайное рано или поздно становится явным. Девять раз контрабандисту повезет, на десятый — попадется. Кстати, наиболее рьяных любителей секретов таможенники знают в лицо. У большинства работников пунктов таможенного оформления память феноменальная: один раз поймал инспектор за руку владельца незаконного груза — второй раз проштрафившемуся водителю или пассажиру досмотра с пристрастием не миновать.

Кстати

В нынешнем году белорусские таможенники зафиксировали более 1.200 фактов сокрытия товаров с использованием тайников.

Компетентный комметарий

— Нарушители, которые пытаются сокрыть от таможенного контроля товары при помощи тайников, у нас, как и во всем мире, на особом контроле, — говорит начальник оперативно–организационного отдела Государственного таможенного комитета Владимир Гарифов. — Сегодня человек прячет под сиденьем автомобиля или под обшивкой автобуса сигареты, завтра — наркотики. Ведь подобным любителям тайн все равно, что перевозить, лишь бы это приносило прибыль. За сокрытие товара с использованием тайника предусмотрены солидные штрафы: от 50 до 300 базовых величин — для физических лиц, от 200 до 500 — для должностных лиц. Плюс конфискация товара, а в некоторых случаях и транспортного средства. Стоит ли рисковать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter