Тайна "заговора послов"

Британский разведчик Сидней Рейли работал в ВЧК? Об этом человеке написаны сотни статей и десятки книг.
Британский разведчик Сидней Рейли работал в ВЧК?

Об этом человеке написаны сотни статей и десятки книг. Он стал прототипом многих популярных литературных героев. Бывший английский разведчик и писатель Ян Флеминг еще в начале 60-х годов заявлял, что образ его "агента 007" списан именно с этого человека. Утверждают также, что Этель Лилиан Войнич в молодости "крутила" с этим человеком роман и использовала некоторые факты его биографии в своем знаменитом "Оводе". Его знал советский писатель Валентин Катаев, который как-то рассказал об этом знакомстве Ильфу с Петровым. Потом появился Остап Бендер. Уверяют, что фразу "Да, это вам не Рио-де-Жанейро!" произнес именно этот человек, выходя однажды из кабинета кремлевского чиновника.

И вот еще новость. В октябре в Лондоне на прилавках магазинов должна появиться еще одна книга - "На секретной службе Его Величества". Ее автор Эндрю Кук - бывший советник по внешнеполитическим вопросам английских министров обороны Джорджа Робертсона и Джона Спеллара. Здесь детали и обстоятельства жизни нашего героя будут подкреплены ссылками на беседы с компетентными российскими чекистами. Словом, Сидней Рейли, а речь идет о нем, - человек-легенда, о котором известно вроде бы много и почти ничего, опять входит в моду у любителей шпионской беллетристики.

А ведь личность Сиднея Рейли и в самом деле загадочна! Вот что пишет, например, Эндрю Кук о так называемом "заговоре послов" в 1918 году в советской России, сценарий которого по-прежнему приписывается Сиднею Рейли: "В сентябре 1918 года Рейли организовал заговор против Ленина, который был раскрыт сотрудниками ВЧК. Он едва избежал ареста, выйдя из дома за полчаса до прихода чекистов. Советская власть приговорила Рейли к смертной казни, однако ему удалось скрыться. Впоследствии он оправдывался перед американцами, предполагавшими, что он провалил операцию". Видим, что англичанин Кук уверен в том, что "заговор послов" действительно был, и главными его инициаторами, он считает, являлись американцы. Так ли это?

Но предварительно несколько слов о сэре Роберте Брюсе Локкарте. Еще одна загадочная личность!

В 1915 году он поработал у нас в ранге британского консула, потом возник вновь уже в ноябре 1917 года с заданием, как теперь известно, "налаживать контакты с русскими революционерами". Большевики пытались в это время как раз определиться со своей внешней политикой. Все крутилось вокруг Брест-Литовского договора. Появление в Санкт-Петербурге английского посланника сразу было воспринято как возможность "оказать давление на претензии немцев". Поэтому его громкими приветствиями встречала большевистская пресса, ему доверяли - с ним долго беседовал сам Троцкий. Казалось, что он оправдывает это доверие. Когда западные дипломаты 28 февраля 1918 года решают спешно покинуть Петроград и переехать в Вологду, Локкарт остается, а потом еще и переезжает в Москву вместе с большевистским правительством. А с Локкартом остается еще и сотрудник британской морской разведки, который в контакте с большевиками изучает вопрос "о недопущении захвата немцами русского Балтийского флота".

В мае 1918 года Локкарту вдруг сообщают, что в Москве объявился некий британский офицер, посланный чуть ли не премьер-министром Ллойд Джорджем и "добивающийся встречи с Лениным". Кто это был? Вы, наверное, догадываетесь. Это был Сидней Рейли! Британец, которому было не привыкать к российскому климату...

Родом он был из Одессы. Перед русско-японской войной побывал в Порт-Артуре, там сумел добыть оборонительный план Порт-Артура и выдал его японцам. Перед первой мировой, напомню, он обживался в Петербурге, где увлекался авиацией. Ту авиацию еще стратегической не называли, но черты тактической уже ясно угадывались на ее крыльях... Обширные знакомства в Питере и в Москве позволили ему войти в кружок Распутина, в Лондон шла интереснейшая информация "самого деликатного свойства". Рейли прекрасно владел семью европейскими и несколькими восточными языками. Умел отлично перевоплощаться и обладал острым аналитическим умом.

Далее не менее интересно. По одним данным, он появился в большевистском Петрограде зимой 1918 года под видом "турецкого негоцианта господина Массино", по другим, более внушающим доверие, он прибыл не зимой, а весной 1918 года, и не в Питер, а в Архангельск, и не один, а вместе с британской эскадрой на борту крейсера "Куин Мэри". А оттуда перебрался в гостеприимную Вологду. Недавно в вологодском архиве нашли копию справки губернского исполкома от 20 июля 1918 года: исполком не возражает против "выезда в Москву через Петроград великобританского подданного Сиднея Рейли".

Сначала в Петрограде Рейли выходит на некоего Грамматикова (Черный), который лично был знаком с Лениным. Через Владимира Орлова Черный выводит Рейли на ЧК. Орлов, кстати, тоже персона примечательная. Когда-то он работал в царской охранке, слыл специалистом по борьбе с немецким шпионажем, а в 1912-1913 годах, расследуя дело о "подстрекательстве к мятежу", многократно допрашивал будущего главу ВЧК Феликса Дзержинского. И суд впаял Феликсу Эдмундовичу три года каторги. После прихода к власти большевиков он по поддельным документам на имя Болеслава Ивановича Орлинского устроился на службу в Петроградскую ЧК. Тут опустим многие объясняющие детали, но он вновь многократно встречается с Дзержинским, многократно пишет ему докладные записки. Некоторые историки считают, что это Орлов выдал Рейли удостоверение Петроградской ЧК на имя Сиднея Георгиевича Реллинского, с которым британец свободно разгуливал по Кремлю. По другой версии, "пропуск" в Кремль ему обеспечило письмо Ллойд Джорджа, адресованное лично Ленину. Но как бы то ни было, Рейли попадает на прием к Бонч-Бруевичу и Карахану, заводит знакомство с командиром 1-го латышского артдивизиона Берзином, то есть, как может, обогревает своим вниманием ту самую "проантантовскую партию". А что Орлов? В сентябре 1918 года выясняется наконец, что непотопляемый Орлов - сотрудник германской разведки.

Попутно заметим - это интересно, - что в то же время в Москве возникает еще один британский агент - Уильям Сомерсет Моэм, будущий знаменитый писатель. У него, как он сам писал, были инструкции "связаться с враждебными правительству элементами и разработать план, как предотвратить выход России из войны и не дать большевикам при поддержке центральных держав удержать власть". Получается, что два британских агента параллельно занимались вроде бы одним и тем же делом: постараться свергнуть большевиков, чтобы привести к власти тех, кто выступает за продолжение войны с Германией. Может быть, это и получилось бы, если бы один из двух - Сидней Рейли - не оказался под колпаком у немцев!

Лондон, анализируя сообщения своих агентов из России, пытается понять, что же там все-таки происходит. А в это время чекисты уже начали оперативную разработку Локкарта. Ведут дело хитро. Под видом участников заговора к нему засылают латышей - чекистов Шмидхена (Буйкис) и Берзина. Локкарт потом вспомнит в своих мемуарах, что познакомил латышей с Рейли. Рейли повел с ними переговоры и сообщил, что на них, мол, можно рассчитывать, поднимая контрреволюционное восстание в Москве. Бдительные английские генералы вкупе с Локкартом, видимо, чуя недоброе, категорически запретили Рейли участвовать в "столь опасном и сомнительном деле". К тому моменту и американский генконсул Пуль склонен был считать Рейли провокатором. Судя по мемуарам, мудрый Локкарт, оказывается, "никогда не был уверен, как далеко зашел Рейли в своих переговорах с латышами". Тогда не менее мудрый Рейли прибегает еще к одному "каналу связи" с Лондоном, запутывая его окончательно, - через главного резидента службы МИ-1 в России Эрнста Бойса.

Поток сообщений из Москвы в Лондон шел и шел. Ведущая мысль: "Власть большевиков ненадежна, в случае попытки переворота или массовых выступлений представители Антанты могут легко взять ситуацию в России под свой контроль".

Все получалось складно, тем более что в дело вмешались еще и эсеры. В июле 1918 года они убивают германского посла Мирбаха и поднимают мятеж. Казалось бы, немцы вот-вот начнут войну с большевиками, что, собственно, и требовалось. Но Ленин и его ближайшие соратники железной рукой выкручивают ситуацию по-своему. Только тогда Локкарт и Рейли получают из Лондона финансовые средства и карт-бланш на проведение в России еще одного переворота. Сумму пытаются всучить командиру кремлевского артдивизиона Берзину - пусть подкупит латышских стрелков. А тот передает их в ЧК, Петерсу.

25 августа в московском особняке генконсула США проходит секретная встреча дипломатов стран Антанты. В отсутствие посла Локкарта именно Рейли выступает от имени Англии и горячо призывает дипломатов к активным диверсиям. Для начала, считает он, неплохо бы взорвать мосты в Петрограде...

Чекисты получили подробный отчет об этом совещании. Петерс докладывает Дзержинскому, спешит к Карахану - предупредить. Но его перехватывает Рейли, грозит компроматом - у Петерса жена англичанка, живет в Лондоне. Придержав Петерса, Рейли мчится в Петроград к главному резиденту британской службы МИ-1 Эрнсту Бойсу. Но не успевает. Кто-то, помимо Рейли, пишет сценарий...

30 августа убивают председателя Петроградской ЧК Урицкого, в Москве в тот же день стреляют в Ленина. Большевики публикуют сообщение о разоблачении "заговора послов". И объявляют "красный террор".

31 августа, вечером, петроградские чекисты оцепляют английское посольство на Дворцовой набережной и устраивают штурм. Рейли удается скрыться. Большевики приговаривают его к смертной казни.

Позже появилась любопытная версия. По ней глава ВЧК Дзержинский в 1918 году начисто переиграл Локкарта. Он заслал к нему агента, агента звали Рейли, тот и раскрутил весь этот кровоточащий сюжет. А потом, мол, он даже продолжил свою деятельность в Англии как советский разведчик, вплоть до 1925 года, когда ему приказали вернуться в СССР.

Если бы эта легенда нашла подтверждение, то быть бы имени Сиднея Рейли в одном ряду с Рудольфом Абелем или Рихардом Зорге. Но вот что странно: как утверждает генерал-лейтенант ФСБ Александр Зданович, в архивах Лубянки почему-то нет "дел", разъясняющих поведение главных чекистов страны во время убийства германского посла Мирбаха и мятежа эсеров летом 1918 года. А коли так, то загадка Сиднея Рейли по-прежнему остается неразгаданной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter