Тайна книжного знака

Обнаружен уникальный экслибрис из давно утраченного библиотечного собрания
Обнаружен уникальный экслибрис из давно утраченного библиотечного собрания

Недавно в Национальной библиотеке случилась маленькая сенсация. Специалист научно–исследовательского отдела книговедения Людмила Сильнова обнаружила уникальный экслибрис собрания московского библиофила Сильванского. Почти восемь десятилетий этот книжный знак считался утраченным.

— Впрочем, и сама книга Ивана Фурмана «Витебские художники–граверы» — библиографическая редкость, — поясняет Людмила Даниловна. — Она была выпущена лишь в 60 экземплярах. А время выхода какое удивительное — 1920–е годы. Витебск. И графика на страницах этого уникального издания буквально дышит. Вот они — виды того старого Витебска, по улицам которого ходили Шагал и Малевич. Книга посвящена трем известным графикам: Соломону Юдовину, Ефиму Минину, Зиновию Габровцу.

Впрочем, хотя обнаруженное издание и уникально, куда ценнее все же его книжный знак: экслибрис из библиотеки Сильванского, которую ищут до сих пор. Тогда, в 1928 году, сам автор — известный белорусский искусствовед и краевед Иван Фурман — сделал дарственную для библиофила. Буквально через несколько лет многотомное библиотечное собрание исчезнет при загадочных обстоятельствах — якобы богатейшую свою коллекцию экслибрисов и книг известный собиратель и юрист Сильванский собственноручно раздаст–раздарит. Почему? Еще одна загадка. Пока, к сожалению, неразгаданная. Быть может, подсказка кроется в роковых датах: библиотека была роздана в начале 30–х годов, а в 1935 году не стало и самого собирателя...

И вот бог весть каким ветром занесенная книжица, страницы которой совсем не пожелтели благодаря отличному качеству бумаги. В самом конце — скромная, но полная достоинства ремарка, понятная истинным ценителям: «Зьмешчаныя ў гэтым выданьнi гравюры друкаваны з арыгiнальных дошак. Гэта выданьне надрукавана пад наглядам Е.С.Мiнiна» (орфография оригинала сохранена. — Авт.)

— Экслибрис, вклеенный отдельно, выполнен вполне по законам того времени — большой, тонкой работы, — рассказывает Людмила Даниловна. — Сюжет незамысловат, зато, что называется, с натуры.

...На миниатюре люди стоят на фоне огромных стеллажей с книгами. Они увлечены чтением. А в раскрытое окно врывается эпоха — гневная толпа стягивает веревками герб с фасада какого–то дворца. И над всем этим: «Революции сметают царей, но книга была и будет вечным властителем человечества». И подпись: «Из книг С.И.Сильванского, художник А.Силин...»

— Сергей Сильванский в свое время был не только завзятым библиофилом — слыл знатоком, специалистом по малоизвестным, так называемым провинциальным экслибрисам, — продолжает Сильнова. — Известно, что он обладал богатейшей коллекцией таких знаков, в 1920–х годах был одним из активистов ленинградских товариществ библиофилов и экслибрисистов. Известно несколько книжных знаков, которыми он маркировал свои книги. Но обнаруженный экслибрис доселе считался утраченным. Он упоминается лишь однажды, в письме искусствоведу Адарукову в 1928 году. Тогда Сильванский один из двух сделанных знаков отправил искусствоведу, а второй (по всей видимости, наш) оставил у себя.

Остается загадкой и появление книги в фондах Национальной библиотеки. Известно только, что поступила она в 1975 году. Возможно, была приобретена в букинистическом магазине кем–то из сотрудников библиотеки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter