Кто и зачем сбил малайзийский “Боинг” над Украиной?

Тайна гибели лайнера не раскрыта

Совет безопасности Нидерландов обнародовал предварительный отчет по итогам расследования крушения малайзийского лайнера в Украине. Пассажирский “Боинг 777”, совершавший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля в Донецкой области. Все находившиеся на борту 298 человек погибли.




Эксперты из Голландии, Малайзии, Великобритании, Германии, Австралии, США, Украины и России изучили данные бортовых самописцев и радиолокационных станций, спутниковые снимки и фотографии с места катастрофы, проанализировали переговоры диспетчеров с экипажем. И вот главный вывод из предварительного доклада: “Боинг” поразили некие небольшие “высокоэнергетические” объекты, летевшие с огромной скоростью. От их массированного удара “была нарушена структурная целостность самолета”, в результате он еще в воздухе развалился на части. О том, что это за объекты, каково их происхождение, в отчете ничего не сказано. Также эксперты не нашли никаких свидетельств того, что катастрофа была вызвана техническими неполадками или ошибками экипажа. Самолет был построен в 1997 году, а менее чем за год до катастрофы прошел плановый ремонт. Управляли им два опытных летчика с довольно приличным стажем — более десяти тысяч часов налета. Но в тот злополучный рейс в 13 часов 20 минут произошло нечто непредвиденное. Именно в это время записи на регистраторе, как и на речевом самописце, резко обрываются, а самолет исчезает с радаров. При этом никаких сигналов бедствия экипаж не подал. Напрашивается вывод, что нештатная ситуация на борту произошла мгновенно, став полной неожиданностью для летчиков и неразрешимой загадкой для диспетчеров. Так что же все-таки произошло в июльском небе над Донецком?

Бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный летчик СССР Олег Смирнов полагает, что при нынешнем политическом раскладе установить истину будет крайне сложно, а представленные результаты расследования катастрофы нельзя считать объективными.

— Любой следователь знает, что расследовать преступление надо по свежим следам. А эти следы заведомо уничтожались бомбами и снарядами. Доступ к трупам разрешили почти через неделю. Но что там от них осталось, если в тех местах днем было плюс 35 градусов? А ведь именно трупы и обломки самолета зачастую и есть главная улика для выяснения причин авиакатастроф.

К тому же неясно, почему власти в Киеве с самого начала военных действий на юго-востоке не закрыли воздушное пространство для гражданских судов над зоной боевых действий. Выполни они это правило, и никакой катастрофы не случилось бы.

Как бы то ни было, но крушение “Боинга” и расследование причин трагедии имеют сложный информационный фон. В таких условиях факты и вымысел идут рядом. Отсюда самые разные версии причин и обстоятельств трагедии. Среди них встречаются и вовсе нереальные, фантасмагорические объяснения.

Но вот что непонятно: почему ни США, ни их союзники по НАТО, в распоряжении которых есть внушительные средства объективного контроля за воздушным пространством, не спешат обнародовать данные с этих средств? Почему так затянулось расследование? Эксперты видят в этом желание спустить дело на тормозах, поскольку вина ополченцев в катастрофе “Боинга” не очевидна, и доклад комиссии никак не подтверждает эту версию, а выдвигать обвинения в адрес Украины со стороны Запада было бы абсурдно. Тем не менее немецкий военный эксперт Бернд Бидерман полагает, что самолет не мог быть сбит ракетой “земля-воздух”. Дело в том, что осколки ракеты из ЗРК, проникая в фюзеляж, “генерируют огромную температуру трения”. В результате на месте катастрофы неминуемо возник бы пожар, едва на раскаленные части фюзеляжа попало бы топливо из разбитых баков. Ранее один из представителей миссии ОБСЕ заявлял, что видел на кусках обшивки самолета пробоины, напоминающие следы от пуль пулемета. Выходит, “Боинг” обстреляли из истребителя? Но в таком случае следов и улик было бы намного больше.

В общем, специалистам еще предстоит пролить свет на обстоятельства случившегося. Во всяком случае, хотелось бы надеяться на это. Главное, чтобы поиски истины не ставились в зависимость от политической конъюнктуры, иначе это еще больше запутает дело, и мир так и не узнает правды об этой трагедии.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter