Почему жители 128 домов уже несколько лет добиваются элементарных удобств и гарантий, обязательных даже для менее комфортного жилья?

Таунхаусы погрязли в сетях коммунальных

Почему жители 128 домов уже несколько лет добиваются элементарных удобств и гарантий?
Въезжая в Минск со стороны Гродно по магистрали М–6 и видя слева симпатичные постройки, называемые таунхаусами, невольно думаешь: это замечательно, что наша столица воспринимает самые современные градостроительные тенденции, что все больше семей живут в достойном комфорте. Но впечатление верно лишь отчасти. Обитатели 128 домов уже несколько лет добиваются элементарных удобств и гарантий, обязательных даже для менее комфортного жилья.

Двухмиллионный Минск — буквально за околицей деревни Тарасово.

...Назвать Тарасово деревней можно лишь с немалой натяжкой. Фактически это респектабельный коттеджный поселок, прилегающий к западному участку МКАД. Люди построили дома за свои деньги, облагородили землю, живут достойно. Но даже на этом благолепном фоне выделяется южная окраина Тарасово, где две улицы, Ратомская и Добродеевская, застроены исключительно таунхаусами. Они представляют собой новый для нас стандарт городской застройки.

Наибольшее распространение этот тип жилья (в переводе — «городской дом») получил в развитых и густонаселенных странах, где земля стоит дорого. Блокирование индивидуальных домов позволяет застройщику экономить на инженерных коммуникациях и снижать себестоимость жилья. Владельцы же, оставаясь горожанами, имеют коттедж с отдельным входом, одним–двумя гаражами и даже зеленой лужайкой при нем. Живи и радуйся!

Кто погасил свет в Тарасово?

Но по вечерам поселок погружается во мрак, освещаясь лишь фарами автомобилей и окнами коттеджей. Симпатичные шарообразные светильники на двух улицах остаются декорацией: они не горят. Это житейское неудобство, неприятное, но терпимое, является симптомом более глубокой проблемы, которая касается нескольких сотен обитателей таунхаусов. Нельзя сказать, что обслуживающие дома инженерные сети неработоспособны: люди, в конце концов, живут. Но здания почти три года не взяты на баланс коммунальных служб, поскольку изначально имели недостатки и не были должным образом приняты в эксплуатацию. Жильцы могут только гадать, что это за недостатки, и надеяться, чтобы они не проявились аварийным образом.

Пытаясь привлечь внимание к своей проблеме, обитатели таунхаусов разжигали костры возле неработающих светильников.

Вот что написал в редакцию Кирилл Скрябов, житель одного из домов по улице Ратомской: «Как стало известно впоследствии, застройщиком были допущены грубые ошибки при проектировании и строительстве инженерных сетей. Сети и дороги застройщик не ввел в эксплуатацию через госкомиссию заранее, до начала продаж жилья, как того требует закон. В результате поселок с февраля 2012 года до сих пор подключен по временной схеме и соответственно находится на балансе застройщика, ОДО «Таун хаус», который по закону не может быть эксплуатирующей организацией. В результате 120 семей стали заложниками ситуации и вынуждены по нескольку дней проводить без света, отопления, воды...»

Обойти все коттеджи было нереально. Но те обитатели поселка, с которыми мне удалось поговорить, проблему подтвердили и называли другие.

В семье Сергея двое детей. Он говорит, что в доме часто и непредсказуемо отключается электроэнергия: может на два часа, может в течение часа по нескольку раз. Чтобы обезопасить бытовую технику от скачков напряжения, пришлось немало денег вложить в защитные системы...

Инна: «У нас от перепада напряжения сгорели холодильник и микроволновка. Ремонтировали за свой счет: некому было предъявить претензии».

Лариса: «Нам обещали водоснабжение от артезианской скважины, но вместо этого подключили дома к имеющимся сетям. Их мощностей не хватает. Летом вода пропадала на месяц, МЧС дважды присылало бочку... Отсутствуют молниеотводы и система пожаротушения: а если пожар? В конце года прорвало уличную канализацию: стоки из магистрального колодца выливались на проезжую часть...»

Есть и другие претензии к застройщику. Детскую площадку строили за свои деньги. Своими руками высадили вдоль улицы несколько сотен елочек. Саженцы прижились, но строительная техника (застройщик прокладывал сети к новому сооружению) не оставила от них и следа...

Надо подчеркнуть, что претензии обитателей тарасовских таунхаусов — это не причуды пресыщенных богатеев. Здесь живет самый что ни есть средний класс нашего общества: медики, инженерные работники, менеджеры и руководители, есть многодетная семья рабочего человека... Эти коттеджи — отнюдь не элитное жилье, каким его иногда называют. Хотя бы по ценовому параметру: для их покупки некоторым дольщикам хватило выручки от продажи 3–комнатных городских квартир. Относительная доступность — одно из преимуществ такого жилья.

Но вернемся к сетям. Автор письма в редакцию, Кирилл, пригласив в свой дом, показал критическую значимость бесперебойной работы инженерных сетей. Все коттеджи отапливаются индивидуальными газовыми котлами с соответствующей электроникой. При отключении электроэнергии она тоже вырубается, а потом, когда энергия вновь подается, уже не включается самостоятельно. Значит, при сильных холодах, если хозяин, допустим, в командировке, отпуске, в больнице, система отопления может разморозиться, трубы полопаться... Надо ли говорить о цене вопроса?

Но неужели в течение трех лет за инженерные сети никто не отвечал? Четыре года назад, 9 января 2012 года, Кирилл написал заявление: в связи с приобретением права на квартиру № 5 в блокированном доме по такому–то адресу прошу принять меня в товарищество собственников «Тарасово–Южное». То же делали другие дольщики по мере приобретения своих квартир. Иначе говоря, они не сами создали товарищество, а вступали в готовое. Оно было учреждено застройщиком, ОДО «Таун хаус», задолго до того, как готовые дома стали продаваться.

«Воду привозили в бочках»

Поначалу жильцы не распознали подвоха. Слова устава — «ТС создается в целях обеспечения сохранности и содержания недвижимого имущества, совместного домовладения и пользования этим имуществом...» — выглядели стандартно и невинно. Только потом оказалось, что жильцам предстоит эксплуатировать инженерные сети.

Кирилл Скрябов: «…Система отопления может разморозиться, трубы полопаться...
Надо ли говорить о цене вопроса?»

Их состояние характеризует, например, фрагмент письма, которое 15 мая 2015 года подписал директор УП «Водоканал» Д.Н.Дрозд: «...принимаются только технически исправные и готовые к надежной эксплуатации сооружения, сети, вспомогательное оборудование и при условии их соответствия действующим нормативно–техническим документам. В ходе комиссионного обследования инженерных сетей и сооружений специалистами нашего предприятия в присутствии директора ТС «Тарасово–Южное» (акт от 31 мая 2013 года) были выявлены недостатки... До настоящего времени указанные в акте недостатки не устранены».

Подчеркну: дефекты, выявленные в мае 2013 года, не были устранены в течение двух лет, к маю 2015–го. Но если эксплуатировать некондиционные сети отказывалась специализированная организация, то тем более этого не хотели жильцы, не имеющие для этого ни средств, ни квалификации, ни времени. Они предпочли упразднить ТС, для чего создали ликвидационную комиссию. О своих намерениях известили районную администрацию и эксплуатирующие службы. Дескать, так и так: просим принять хозяйство на обслуживание. Граждан пытались удержать, называя ликвидацию ТС шагом неправовым и неправильным. Кто же будет хоть как–то отвечать за сети?

Оказалось, однако, что никаких сетей у товарищества нет. Ему нечем было управлять и нечего сберегать, как это предполагал устав. Не было вообще никакого имущества! Это подтвердила и официальная справка Минского областного агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, выданная в ответ на заявление председателя ТС Александра Франскевича: «В едином государственном реестре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих ТС «Тарасово–Южное». Поиск информации по запросу осуществлялся 13 марта 2015 года». Подпись: регистратор такой–то. Кроме того, бухгалтер ТС удостоверила, что «Тарасово–Южное» не имеет также движимого имущества и основных средств.

Жители Тарасово журналистов ждали: «Очень надеемся на «СБ».

Эти обстоятельства подтверждают, пожалуй, мнение жильцов таунхаусов, которое они мне высказывали: застройщик лишь переложил на товарищество свою ответственность. Но даже не удосужился передать на его баланс, провести через бухгалтерию какое–либо имущество.

Решением общего собрания жильцов от 13 мая 2015 года ТС «Тарасово–Южное» было ликвидировано. 1 сентября 2015 года печать весьма странного субъекта хозяйствования была уничтожена — в строгом соответствии с процедурой, которую засвидетельствовал Минский райисполком.

По сути, это ничего не изменило. Разве что громче зашуршали канцелярские бумаги, активизировалась переписка. Кому–то надо было принимать на баланс сложные инженерные сети ненадлежащего качества, кому–то, вероятно, придется отвечать за то, что они остались вовсе бесхозными. Ненормальная ситуация!

Разговор с заместителем председателя Минского райисполкома Владимиром Юргевичем складывался непросто. Обитатели тарасовских таунхаусов, с которыми я общался, именно на него как представителя власти, отвечающего за строительство, возлагают вину за сложившийся непорядок. Собеседник парировал: акт приемки комплекса в эксплуатацию от имени райисполкома подписывал другой человек. Признал: то была ошибка. Сказал о создании комиссии по приемке сетей в эксплуатацию. «Когда этого можно ожидать?» — «В начале года».

В.Юргевич подчеркивает: это касается лишь тех сетей, за которые он лично отвечает, то есть водопроводных и канализационных. С вопросами относительно энергетических адресовал в электросети и в ОДО «Таун хаус». Застройщик, дескать, тоже должен подключиться к решению проблем, не только прибыль должна его заботить.

Едва ли эта информация содержит что–то новое для владельцев таунхаусов. Они предупреждали меня, что заранее знают, что может ответить Владимир Юргевич. Дескать, ответы за его подписью мы уже получали. А если жаловались в вышестоящую инстанцию, то письма пересылались опять же в райисполком, к нему же... Фрагмент одного из них, адресованного председателю ликвидационной комиссии Олегу Ковалеву еще в минувшем сентябре: «...ОДО «Таун хаус» направлено письмо о необходимости ввода инженерных сетей в эксплуатацию с предоставлением в Минский райисполком акта ввода для последующей передачи на баланс специализированных организаций».

Высаженные на субботнике елочки не устояли перед строительной техникой.

Из этого видно, во–первых, что через четыре года после заселения коттеджей их инженерные сети еще не введены в эксплуатацию; во–вторых, что действенных рычагов прямого воздействия на застройщика у местной власти, похоже, не хватает.

Потому–то, говорили мне обитатели коттеджей, мы и обратились именно к вам, в «Советскую Белоруссию». Газета, мол, имеет авторитет, на ваши публикации руководители обязаны отвечать. Очевидно, имели в виду Указ «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации». Дескать, другие СМИ про наши проблемы писали, но толку нет.

Предоставляем руководителям возможность ответить гражданам исчерпывающе. Вопросов, в сущности, два: кто виновен в сложившейся ситуации и когда проблемы жильцов тарасовских таунхаусов будут решены окончательно. Не исключаем, что объект под названием «Комплекс индивидуальной малоэтажной блокированной жилой застройки у юго–восточной окраины д. Тарасово Минского района» может представлять интерес для прокурора. Поскольку нормальной практикой прокуратуры является проверка соблюдения законности в самых разных сферах жизни — от мер безопасности на предприятиях до обустройства детских площадок в городских дворах: итоги подобных проверок газета нередко освещает. Думается, что проблемы нескольких сотен жильцов респектабельного жилого комплекса вполне заслуживают такого же внимания.

Жилищный «колхоз»

Это не жажда крови, отнюдь. Вопрос только в том, чтобы понять, что в процессе строительства сделано по закону и что нет. Несколько лет назад газета рассказывала читателям о работе специальной группы, созданной в Администрации Президента для изучения проблем жилищного строительства. Тогда в течение нескольких месяцев с привлечением экспертов разного профиля вырабатывались решения, которые потом обрели форму законодательных актов. Но термин «таун хаус» тогда даже не звучал. Желательно не скомпрометировать перспективное дело с самого начала. Хотелось бы знать, принятые меры охватывают новый для нас тип жилищного строительства, одновременно индивидуального и многоквартирного, или требуются новые? Проблема не только наша. В России, где таунхаусы появились на несколько лет раньше, застройщики и сейчас, по сообщениям прессы, имеют серьезные проблемы с правоустанавливающими документами и с подключением коммуникаций, о чем обычно умалчивают.

Кстати, на заседаниях рабочей группы не раз звучало требование очистить строительный рынок от фирм, которые можно определить схемой «стол и два стула». То есть не имеющих производственных мощностей, техники и персонала, занятых лишь организацией строительного цикла на условиях подряда и его финансовым обеспечением. Если не справляются, то и взять с них нечего.


На первый взгляд, ОДО «Таун хаус» нечто подобное напоминает. Стульев у него, судя по всему, больше: сайт предприятия информирует, что его штат состоит из... 10 сотрудников. Можно часами звонить в офис — и никто не поднимет трубку! Ведь почему — а это логичный вопрос! — в статье не приведена оценка ситуации руководством компании–застройщика.

Управляющий ОДО Сергей Лукьянцев не нашел нескольких минут, чтобы принять автора этих строк и ответить, в сущности, всего на три вопроса. Предложил направить их в письменном виде по электронной почте. Руководитель, должно быть, современный и деловой. В конце концов, предприятие осилило достаточно сложный объект. Но стиль общения — вполне в духе махрового бюрократизма. Авторы письма в редакцию подтвердили: это типично. Словом, для ответов не хватило недели.

Не ставлю под сомнение эффективность товарищества собственников как способа совместного управления жильем. Он узаконен, он действует. В Тарасово, на мой взгляд, имело место нечто иное. 128 коттеджей, даже сблокированных в 17 домов, — это, извините, фактически поселок, это несколько сотен жителей. Когда–то, в эпоху революционного романтизма, многим казалось, что такое количество людей может жить дружной коммуной, разделяя с соседями будни и праздники, стол и кров. Для этих целей строились специальные дома–коммуны. Иллюзия растаяла. Памятником ей в Москве служит шедевр классика архитектуры Ле Корбюзье. Такой дом, когда–то бывший самым большим, есть и в Минске. Он расположен  на проспекте Независимости напротив парка Челюскинцев и занимает целый квартал между улицей Калинина и бульваром Толбухина. В нем жильцы тоже давно отвечают за свои квартиры и платят за их обслуживание по отдельности, каждый за себя. Так же хотят жить и в Тарасово. Нормальное желание. Намерение застройщика добровольно–принудительно поселить покупателей таунхаусов в некое подобие колхоза было заведомо обречено.

ponomarev@sb.by

P.S. В редакцию, наконец, поступил ответ управляющего С.Лукьянцева, пространный и малоубедительный. Сообщается, что Минский райисполком письмом от 12.01.2016 г. поручил ОДО «Таун хаус» «принять на забалансовый учет затраты на инженерные сети с целью последующей передачи их на баланс коммунальных эксплуатирующих организаций». Это достоверно: приложена копия. Остальное, по крайней мере, спорно. Собственной вины за сложившееся положение вещей руководитель фактически не признает, возлагая ее на владельцев квартир, которые якобы уклоняются от обязанностей по содержанию общего имущества. Заранее предлагает редакции не поощрять «популизм» этих собственников и даже их «незаконные действия». Хотя известно, что кое–кто из домовладельцев оспаривает в суде законность действий самого застройщика: этот вопрос по понятным причинам в статье вовсе не затронут. Со своей стороны, полагаем, что оценка законности или незаконности чьих–либо действий в этой истории едва ли находится в компетенции данного руководителя. Надеемся такую оценку узнать.

Советская Белоруссия № 11 (24893). Четверг, 21 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter