Доцент БГУ Татьяна Масловская: Наша избирательная система постепенно эволюционирует

Татьяна Масловская: наша избирательная система постоянно эволюционирует

Как формируется Парламент у нас и почему голос каждого избирателя так важен
До выборов депутатов Палаты представителей остается месяц. Как формируется Парламент у нас и почему голос каждого избирателя так важен, рассказала доцент кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета Татьяна Масловская.

– Татьяна Станиславовна, существует ли в природе идеальная модель избирательной системы?


Татьяна Масловская
– В современном мире используется два основных вида избирательных систем. Исторически первая и самая распространенная – мажоритарная, при которой избранным считается тот, кто получил большинство голосов. Пропор­циональная избирательная система предполагает голосование за партийные списки. У обеих моделей есть свои плюсы и минусы. Главное преимущество первой заключается в том, что люди голосуют за конкретного кандидата, могут оценить его программные установки. Здесь важен голос каждого. В пропорциональной системе голос отдается партии, поэтому в парламенте могут оказаться представители, не вызывающие доверия граждан. Эта модель способствует развитию партийной системы, однако благоприятствует, как правило, крупным и средним политическим партиям и не дает возможности независимым беспартийным кандидатам участвовать в выборах. Для сглаживания недостатков некоторые страны используют смешанную модель с элементами мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. Каждое государство само решает, какую избирательную систему использовать при формировании парламента. Безусловно, нужно учитывать исторический опыт, национальные традиции и правовую культуру.

– В чем вы видите главные преимущества нашей избирательной системы?

– Исторически сложи­лось так, что в эпоху Советского Союза мы ис­пользовали мажоритарную избирательную систему и продолжаем это делать. Палата представителей Национального собрания Беларуси формируется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов по сравнению с другими соперниками. Ее достоинством считается то, что сохранен кворум, то есть выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50 процентов избирателей, включенных в списки. Более того, если конкурс проводится с одной кандидатурой, то для избрания депутата используется мажоритарная система абсолютного большинства: необходимо, чтобы за него проголосовало 50 процентов от числа граждан, пришедших на участки, плюс один голос или более. Это дополнительная гарантия того, что депутат будет избран большинством.

Мажоритарная система эффективна для нас еще и потому, что, голосуя за кандидата, избиратель знает: согласно Конституции он имеет право в последующем инициировать отзыв. При другой избирательной системе это было бы достаточно проблематично. А так есть обратная связь между депутатами и избирателями благодаря таким механизмам, как выборы и возможный отзыв.


– А есть ли недостатки, на ваш взгляд?

– Некоторые эксперты предлагают перейти к смешанной избирательной системе или пропорциональной, чтобы в дальнейшем развивалась партийная система страны. Но не нужно забывать, что в некоторых странах Западной Европы, в частности, Великобритании и Франции, где достаточно развита партийная система, при формировании парламента используется не пропорциональная, а, наоборот, мажоритарная избирательная система. Одно другому не мешает.

В начале 90-х годов XX века в странах Восточной Европы наблюдался переход от мажоритарной избирательной системы к пропорциональной, что объяснялось всплеском многопартийности, характерной для того периода. Сейчас некоторые возвращаются к мажоритарной модели. В то же время на пространстве СНГ ряд стран демонстрирует иную тенденцию – переход к пропорциональной избирательной системе. Например, в Казахстане с 2007 года нижняя палата парламента формируется по партийным спискам. В России сначала перешли от мажоритарной системы к смешанной форме, затем к пропорциональной, а сейчас снова вернулись к смешанной. Многие страны все еще находятся в поиске оптимальной избирательной модели.

– Получается, что мы ее уже нашли?

– Наша избирательная система тоже постоянно эволюционирует. С 2006 года мы перешли от мажоритарной системы абсолютного большинства к мажоритарной системе относительного большинства при избрании депутатов в местные Советы. Переход обусловлен традиционно высокой явкой на выборы: в применении двухтуровой системы, которая у нас была раньше, необходимость отпала. В 2013 году этот же подход было решено использовать при формировании Палаты представителей. Апробацию система получит на парламентских выборах в сентябре, и на практике можно будет оценить ее эффективность.



Следите ли вы за предвыборной кампанией?


Диана Цыкунова, студентка Белорусской государст­венной академии искусств, режиссер:

– Недавно мне исполнилось 18 лет, и я получила избирательное право. Выборы, которые пройдут в сентябре, станут первыми, где я смогу отдать свой голос. Пока точно не знаю, за кого проголосую, но изучу программы всех кандидатов и попробую выделить самого достойного. Ощущаю на себе ответственность. С детства ходила с родителями на избирательные участки и всегда относилась к этому событию очень серьезно, понимая, что от выборов зависит наше будущее. И рада, что теперь оно будет включать и мое мнение.

Роман Додь, магистрант Белорусского государственного экономического университета:

– За предвыборной кампанией пока не слежу, ведь агитация еще не началась. Точные списки участников гонки будут известны после 11 августа, когда завершится их регистрация. Наверное, в силу возраста заранее предвыборной кампанией интересуюсь не так активно: как правило, информация о кандидатах и их программах сама меня находит, а не я ее. Но на выборы пойду точно – обязан выполнить гражданский долг.

Мария Щипанова, студентка Белорусского государственного университета:

– Как человек с активной жизненной позицией и будущий журналист стараюсь следить за происходящим в мире. Если пропускаю какие-то новости, узнаю их от друзей, которые больше меня интересуются политикой. Предпочитаю стабильность, поэтому считаю участие в выборах важным шагом.

Алексей Захватов, участник 8-й Белорусской антарк­тической экспедиции:

– К сожалению, не слежу. Нахожусь за городом, строю дом. Там даже телефон толком не ловит, не говоря уже об интернете. Хотя и расстояние от МКАД 20 километров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter