Президент Ислам Каримов скончался на 79–м году жизни

Ташкент на стыке эпох

Президент Ислам Каримов скончался на 79–м году жизни. Он возглавил Узбекистан в качестве первого секретаря компартии Узбекской ССР с 1989–го и затем бессменно занимал пост президента с 1991 года.

На протяжении четверти века Каримову удавалось поддерживать стабильность, и именно стабильность можно считать едва ли не главным достижением этого правления. Как бы ни относились к этой фигуре на Западе и Востоке, сегодня все обозреватели единодушно отмечают, что президент Каримов добился своей цели: он сделал Узбекистан суверенным, независимым государством, одним из двух наиболее влиятельных в центральноазиатском регионе.

Кто–то назвал Узбекистан «самой неизвестной большой величиной Центральной Азии». Закрытость узбекской элиты общеизвестна. Но как и в астрономии, большие величины измеряются по воздействию на другие объекты. Сегодня эксперты и аналитики всего мира заняты такими геополитическими вычислениями, гадая о грядущих переменах, которые возможны при уходе бессменного лидера.

И вот здесь большинство наблюдателей делают еще один консолидированный вывод: внутри страны, скорее всего, ничего кардинально не изменится. Характерной особенностью правления Каримова было то, что он поставил под свой контроль региональные кланы, играя роль посредника и не давая почвы для разрастания политической оппозиции. И сегодня элиты заинтересованы в сохранении стабильности. Наиболее вероятен спокойный сценарий «транзита власти», так как внутри страны выстроена монолитная система. Тем более что нет и внешних сил, заинтересованных сменить статус–кво.


Ташкент проводит максимально возможную многовекторную политику в треугольнике Китай — Россия — и условно западный вектор, под которым следует понимать заинтересованность страны в инвестициях и новых технологиях. В начале 2000–х годов США считали Каримова одним из важнейших союзников в Центральной Азии по противодействию терроризму в ходе афганской кампании.

Сегодня, когда ушел бессменный лидер, обеспечивший стабильность дома и стремившийся к равновесию в регионе, возникает главный вопрос, волнующий всех. Не ринутся ли в страну исламисты со всех сторон? Пока Ташкенту удавалось избежать активного проникновения талибов и других экстремистских группировок, в том числе Исламского движения Узбекистана (ИДУ), действующего на севере Афганистана.


Интересно, какой курс продолжит Ташкент в отношении Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Изменятся ли его планы в отношении региональной экономической интеграции? Тем более что мировые цены на три важнейших двигателя узбекской экономики — хлопок, золото и природный газ — сейчас падают, а значит, необходимость экономических реформ и диверсификации источников дохода очевидна как никогда.

Кто возглавит Узбекистан?


Полномочия президента Узбекистана, как и положено по Конституции, перешли к Председателю Сената Нигматилле Юлдашеву. Президентские выборы по Конституции должны быть проведены в течение трех месяцев. Главой похоронной комиссии был назначен премьер–министр Шавкат Мирзияев, которого называют наиболее вероятным следующим кандидатом на пост президента. С Мирзияевым в день похорон Ислама Каримова провели отдельные встречи российский Премьер–министр Дмитрий Медведев и вице–премьер Госсовета Китая Чжан Гаоли.

Советская Белоруссия № 170 (25052). Вторник, 6 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter