В Белорусском государственном театре кукол прошла премьера спектакля «Тартюф»

Тартюф с пометкой «18+»

Иной раз проснусь среди ночи, а в голове дятлом стучит один вопрос: «Не отартюфился ли я?» Не стал ли обузой для своих близких и родных? Не расходятся ли у меня слова с делом? А на самом деле назначь мне свидание в восемь утра где–нибудь у ближайшего театра — буду как штык. Поэтому сам же себе беспристрастно и отвечаю: нет, не отартюфился, нормально.


А посему всегда приятно посмаковать чужое моральное падение и поискать в чужом глазу соломинку. Для этого смело направил я свои натруженные стопы в Белорусский государственный театр кукол на премьеру нового спектакля главного режиссера этого коллектива Алексея Лелявского «Тартюф» по комедии старика Мольера. Тем более что и по цензу вроде как подходил: «18+». Еще и друзей с собой по обществу книголюбов взял на распушившийся хвост.


Ну, доложу я вам, и был же фейерверк...


То, что минский театр кукол давно ходит в фаворитах местного театрального процесса, всем и так очевидно. Не будем повторяться. Этот коллектив в своем немолодом уже возрасте ведет какую–то иллюзорную, призрачную, полностью оторванную от реальности жизнь. В первой половине суток, с 11.00 до 18.00, они — за традиционные театральные ценности. Но вот ближе к 19.00, а тем более после — активно против. И об этой их «подпольной» жизни знает только взрослая аудитория минского кукольного театра. Посудите сами.


Ставят что хотят. Глумятся над классиками. Переворачивают привычные смыслы с ног на голову. Иной раз выйдут на сцену с гитарой или балалайкой какой–нибудь, в микрофон поют. Фигу в кармане никогда не прячут, а выставляют ее вам поближе, к самому носу, чтобы вы получше ее рассмотрели. Фига знатная, ничего не скажешь. Настоящий кукиш, дуля! И понимаю тех, кто вылетает с их вечерних спектаклей, не дождавшись финала, как пробка из бутылки. Какой–то безответственный народ эти кукольники. Еще, как назло, театр принимает у себя роскошный международный фестиваль театров кукол, куда съезжаются лучшие коллективы СНГ и Европы. А молодой наш режиссер Александр Янушкевич с января следующего года и вовсе возглавит Пермский театр кукол. Какой уровень общей — изобразительной ли, музыкальной ли, театральной культуры в Перми, я думаю, тут никому объяснять не надо. Янушкевич обошел в кадровой гонке 6 авторитетнейших и опытнейших конкурентов. За него проголосовали восемь из десяти членов комиссии. Большой постановочный опыт и номинация на «Золотую маску» за спектакль «Эдип» в Курганском театре кукол «Гулливер» сделали свое дело. Такой прорыв на Урал о чем–то да говорит.


Вот и нынешний «Тартюф» Алексея Лелявского — настоящий разрыв шаблона. Он лих, весел и праздничен, от него за версту несет эротическим напряжением. Летает над сценой прекрасная женская грудь. Из штанов персонажа вырастает алчная и порочная пятерня. У Лелявского, как и в предыдущих постановках, смешались в кучу люди, куклы, и рождается из этого своя инородная среда и реальность. Режиссер бросает в плавильный котел своей фантазии столько разных находок, что воздействие от «Тартюфа» становится почти гипнотическим. Чистый стеб, голый сюр, сор из избы, сыр–бор вне времени и пространства, в котором при этом не изменили ни строчки из Мольера.


Эльдар Рязанов как–то написал, что классику и исторические опусы в советском кинематографе снимать просто, потому что было принято излишне подробно фиксироваться на быте эпохи. Этот прием он называл съемка «через подсвечники»: «Ведь их было так трудно достать, что не показать их на переднем плане казалось преступным. Какую–нибудь редкостную табакерку обязательно показывали крупно, в особенности если она подлинная, из музея... Постепенно такой своеобразный «вещизм», «реквизитизм» начинает давить на создателей ленты и частенько выходит в картине на первый план».


У Лелявского в «Тартюфе», который пережил и вполне традиционное прочтение Модеста Абрамова в Молодежном театре, где блистал ныне купаловец Сергей Журавель, и скучнейший фильм Яна Фрида, где Тартюфом был Михаил Боярский, и полубезумную версию режиссера Мирзоева с Максимом Сухановым в заглавной роли, никаких «подсвечников» на первом плане нет. А есть энергия, мысль, напор, концепция, чудесная музыка Леонида Павленка и великолепная сценография Людмилы Скитович, не противоречащая мольеровской эпохе.


Так что поднимем тост, други. За один абсолютно счастливый театр.

Добрый зритель в 9-м ряду.


Советская Белоруссия №186 (24567). Вторник, 30 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter