Тарифы одинакового роста

Правом установки цен на ЖКУ регионы пока не воспользовались

Правом самостоятельного формирования цен на ЖК-услуги регионы пока не воспользовались

В конце прошлого года мы узнали новость: с 1 января области сами могут формировать тарифы на ЖК-услуги. Исключение сделано для цен на газ, электричество и тепловую энергию, их по-прежнему регулирует Совмин. С тех пор прошло почти 3 месяца. На сколько же разнятся теперь цифры в расчетных квитанциях? И разнятся ли? Эти вопросы мы задали коммунальщикам двух регионов — Брестчины и Гродненщины.

Звоним в Брест. Начальник отдела экономики, оплаты труда и цен областного управления ЖКХ Ирина Малюхович объясняет: правила подсчета себестоимости каждой услуги никто не отменял. Поэтому каждый тариф экономически обоснован.

— Например, цена одного кубометра воды складывается из затрат на ее подъем, добычу, уплату земельного налога, очистку, транспортировку и многого другого. Именно эта цена и называется экономически обоснованной. По ней оплачиваются услуги ЖКХ в случае превышения установленных норм, — добавляет специалист. — Только за счет этого тарифа и бюджетных дотаций мы можем держать стоимость услуг на приемлемом для людей уровне, который утверждается решением облисполкома и согласовывается с Минэкономики. Только после этого тарифы начинают действовать.

Однако это не значит, что облисполком сможет увеличивать стоимость «коммуналки» по собственному усмотрению. Во-первых, тарифы на газ и электроэнергию от решений местной власти не зависят, это по-прежнему компетенция Совета Министров. Во-вторых, согласно Указу Президента от 5 декабря 2013 года стоимость коммунальных услуг может расти лишь раз в 3 месяца и не более чем на 5 долларов США. При этом индексация происходит исключительно с учетом увеличения доходов населения и сложившихся темпов роста начисленной заработной платы.

Именно поэтому (а не из-за нового механизма утверждения тарифов) в начале марта стоимость услуг ЖКХ в Брестской области проиндексирована на 1,8 %. После незначительного повышения холодное водоснабжение стало стоить 1018 рублей, канализация — 661, а тепловая энергия — 82 000 рублей за Гк/калл. В сравнении с другими регионами жители Бреста и Барановичей платят немного больше лишь за вывоз мусора: 55 000 в этих городах против 29 700 в Минске и 47 000 в Могилеве. Ирина Малюхович объясняет эту разницу тем, что в этих городах работают мусороперерабатывающие заводы, а это делает затраты более высокими.

Впрочем, даже индексация, по мнению специалистов ЖКХ, останется незаметной. В отопительный сезон оплата двухкомнатной квартиры площадью 48 квадратных метров с тремя зарегистрированными жильцами составляет порядка 250 тысяч рублей. И подорожание коммуналки на 1—2 тысячи не такое уж значительное.

Незначительным оно останется и в ближайшее время, хоть перед Министерством ЖКХ и стоит задача выйти на 30 % возмещения затрат. В любом случае влиять на повышение тарифов будут не нововведения вроде нынешних, а лишь определенные указом факторы: рост доходов и начисленной заработной платы.

Что слышно в Гродно? Вслед за ценами на электричество, газ и тепловую энергию с 8 марта в области повысились отчисления на капремонт, техобслуживание, воду, канализацию и лифт, стоимость которых регулирует обл-исполком. Теперь тарифы на капремонт и техобслуживание составляют по 610,8 рубля за 1 кв. м каждый, воду и водоотведение (канализацию) — 1018 и 661,7 рубля соответственно. Плата за лифт с одного человека составляет 2392,3 рубля. Однако главный специалист УЖКХ Гродненского облисполкома Татьяна Пигулевская подчеркивает: цены повысились не только на Гродненщине.

— Если раньше Совмин устанавливал цены на все услуги ЖКХ, кроме ТБО, то сейчас в нашей компетенции — техобслуживание, капремонт, вода, канализация и пользование лифтами, — делится Татьяна Пигулевская. — Получается, мы вроде бы имеем право не индексировать цены, но, как показала практика, ни одна из областей не пошла по этому пути. С марта примерно на 1,8 % подорожали некоторые услуги ЖКХ. По новым тарифам гродненцы заплатят уже в апреле. По сути, они будут одинаковы для всех областей страны, различия могут быть лишь в тарифах на ТБО и тарифах, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат. Это касается квартир и домов с лишней площадью, без приборов учета и т.п. Именно в этих двух пунктах цены по областям могут отличаться: где-то больше, где-то чуть меньше.

Получается, что радикально повышать или понижать цены на некоторые услуги ЖКХ местные власти пока не в силах. Ведь изначально здесь заложен жесткий механизм контроля со стороны Минэкономики. Возможно, в будущем, когда каждая область оптимизирует структуру, модернизирует существующую инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства, можно будет говорить о формировании собственной ценовой политики. Хотя без настоящей конкуренции и привлечения частников в эту сферу ждать изменений еще долго.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter