Тарифом из-за угла

Аппетиты монополий поднимут волну инфляцииОбщественный резонанс этой акции не был перекрыт ни инаугурацией Дмитрия Медведева, ни утверждением Владимира Путина в должности премьер-министра, ни военным парадом в День Победы. В последний рабочий день перед отставкой правительство Виктора Зубкова приняло программу повышения базовых инфраструктурных тарифов на 2009–2011 годы.

Исторически знаковые события не смогут отменить того факта, что рост тарифов на газ для населения России в 2008/2009 году составит по 25 процентов, в 2010 году – 30, в 2011 году – 40 процентов, всего же тарифы вырастут в 2,84 раза! Электроэнергия для всех категорий потребителей в 2008 году будет стоить дороже на 16,7 процента, в 2009 году – на 26, в 2010 году – на 22 и в 2011 году – на 18 процентов, всего – в 2,11 раза! Грузовые железнодорожные перевозки в 2008 году подорожают на 16,3 процента, в 2009 году – на 17,1, в 2010 году – на 9,7, в 2011 году – на 10 процентов, всего – в 1,76 раза.
И всем нам с этим придется как-то жить. Почему? Зачем?
Кто даст ответы на эти вопросы? Формально решение принадлежит кабинету Виктора Зубкова, а реально пролоббировано либерально-монетаристским финансово-экономическим блоком правительства во главе с Алексеем Кудриным.
Аргументация их выглядит довольно убедительно и логично. Быстрый экономический рост России сконцентрирован в сырьевом секторе, который не способен стать «локомотивом» для всей страны. Пока рост мировых цен на сырье и энергоносители значительно обгоняет рост внутренних инфраструктурных тарифов, создает дисбаланс внутри отечественной экономики и ухудшает перспективы ее развития.
Инфраструктурные отрасли сегодня нуждаются в ускоренном развитии, а это требует улучшения инвестиционных условий. 
«Нам нужно не простое повышение тарифов в электроэнергетике, газовой сфере и на транспорте, а кардинальный рост энергоэффективности экономики», – резюмировал В. Путин, выступая в Госдуме. Надо «ударить рублем» по тем, кто, уходя, не гасит свет, у кого целый день на кухне горит газ и кому нравится бесконечно гонять порожняк по железным дорогам.
Все это аргументы «за». Но есть и немало аргументов «против», которые озвучил, например, известный экономист Михаил Делягин.
«Инфраструктурные отрасли по своей природе нерыночны, и не из-за естественного, технологического характера монополии, а потому, что они определяют условия развития для всей остальной экономики. И более высокая прибыль у них – это ухудшение условий существования остальной экономики, это удушение не только бедного населения (составляющего сейчас 84% народа России), но и всей экономики в целом. Рост прибыли в инфраструктурных отраслях на один рубль или доллар означает сокращение прибыли во всей экономике в целом на 4–6 долларов. Поэтому инфраструктурные отрасли должны жестко контролироваться государством и развиваться им: свобода рыночного произвола монополий слишком дорого обходится рыночной экономике».
Последствия принятого решения о повышении тарифов, возможно, воспринимались бы куда более спокойно, если бы новое правительство четче определилось с основными параметрами своей финансовой политики. Ведь когда цены вырастут втрое, а ваши доходы, скажем, вчетверо, то это будет совсем неплохо. А вот наоборот – совсем нехорошо.
Пока В. Путин в роли премьер-министра озвучил единственную цифру: показатели годовой инфляции должны быть «однозначными», то есть ниже 10 процентов в год. Как этого результата можно добиться при таких темпах запланированного роста инфраструктурных тарифов, совершенно неясно. Скорее всего, никак. А значит, инфляция в 2008–2011 годах будет не просто «двузначной», но куда ближе к 20 процентам за год, чем к десяти. А может быть, и выше.
Реальные доходы большинства населения РФ вряд ли за ней угонятся, что будет означать снижение жизненного уровня. И, следовательно, сокращение платежеспособного спроса на внутреннем потребительском рынке. Что в свою очередь серьезно затормозит развитие неэкспортных отраслей отечественной экономики, которые, собственно, и должны обеспечивать «неспекулятивный» рост ВВП России.
Пока ничего не говорится о перспективах укрепления или ослабления рубля относительно других мировых валют («слабый» рубль продолжает работать в интересах сырьевых экспортеров, ставя их в привилегированные условия по сравнению с другими отечественными производителями). А также – об изменениях фискальной нагрузки на юридические и физические лица (хотя она, судя по всему, будет повышаться – например, за счет налога на недвижимость, обязательных страховых платежей и т.д.).
Видимая уже сегодня бесперспективность предложенного «лечения» российской экономики через повышение инфраструктурных тарифов заставляет задуматься над тем, насколько оно соответствует поставленному «диагнозу». И над тем, насколько верен сам этот «диагноз». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter