Исторически знаковые события не смогут отменить того факта, что рост тарифов на газ для населения России в 2008/2009 году составит по 25 процентов, в 2010 году – 30, в 2011 году – 40 процентов, всего же тарифы вырастут в 2,84 раза! Электроэнергия для всех категорий потребителей в 2008 году будет стоить дороже на 16,7 процента, в 2009 году – на 26, в 2010 году – на 22 и в 2011 году – на 18 процентов, всего – в 2,11 раза! Грузовые железнодорожные перевозки в 2008 году подорожают на 16,3 процента, в 2009 году – на 17,1, в 2010 году – на 9,7, в 2011 году – на 10 процентов, всего – в 1,76 раза.
И всем нам с этим придется как-то жить. Почему? Зачем?
Кто даст ответы на эти вопросы? Формально решение принадлежит кабинету Виктора Зубкова, а реально пролоббировано либерально-монетаристским финансово-экономическим блоком правительства во главе с Алексеем Кудриным.
Аргументация их выглядит довольно убедительно и логично. Быстрый экономический рост России сконцентрирован в сырьевом секторе, который не способен стать «локомотивом» для всей страны. Пока рост мировых цен на сырье и энергоносители значительно обгоняет рост внутренних инфраструктурных тарифов, создает дисбаланс внутри отечественной экономики и ухудшает перспективы ее развития.
Инфраструктурные отрасли сегодня нуждаются в ускоренном развитии, а это требует улучшения инвестиционных условий.
«Нам нужно не простое повышение тарифов в электроэнергетике, газовой сфере и на транспорте, а кардинальный рост энергоэффективности экономики», – резюмировал В. Путин, выступая в Госдуме. Надо «ударить рублем» по тем, кто, уходя, не гасит свет, у кого целый день на кухне горит газ и кому нравится бесконечно гонять порожняк по железным дорогам.
Все это аргументы «за». Но есть и немало аргументов «против», которые озвучил, например, известный экономист Михаил Делягин.
«Инфраструктурные отрасли по своей природе нерыночны, и не из-за естественного, технологического характера монополии, а потому, что они определяют условия развития для всей остальной экономики. И более высокая прибыль у них – это ухудшение условий существования остальной экономики, это удушение не только бедного населения (составляющего сейчас 84% народа России), но и всей экономики в целом. Рост прибыли в инфраструктурных отраслях на один рубль или доллар означает сокращение прибыли во всей экономике в целом на 4–6 долларов. Поэтому инфраструктурные отрасли должны жестко контролироваться государством и развиваться им: свобода рыночного произвола монополий слишком дорого обходится рыночной экономике».
Последствия принятого решения о повышении тарифов, возможно, воспринимались бы куда более спокойно, если бы новое правительство четче определилось с основными параметрами своей финансовой политики. Ведь когда цены вырастут втрое, а ваши доходы, скажем, вчетверо, то это будет совсем неплохо. А вот наоборот – совсем нехорошо.
Пока В. Путин в роли премьер-министра озвучил единственную цифру: показатели годовой инфляции должны быть «однозначными», то есть ниже 10 процентов в год. Как этого результата можно добиться при таких темпах запланированного роста инфраструктурных тарифов, совершенно неясно. Скорее всего, никак. А значит, инфляция в 2008–2011 годах будет не просто «двузначной», но куда ближе к 20 процентам за год, чем к десяти. А может быть, и выше.
Реальные доходы большинства населения РФ вряд ли за ней угонятся, что будет означать снижение жизненного уровня. И, следовательно, сокращение платежеспособного спроса на внутреннем потребительском рынке. Что в свою очередь серьезно затормозит развитие неэкспортных отраслей отечественной экономики, которые, собственно, и должны обеспечивать «неспекулятивный» рост ВВП России.
Пока ничего не говорится о перспективах укрепления или ослабления рубля относительно других мировых валют («слабый» рубль продолжает работать в интересах сырьевых экспортеров, ставя их в привилегированные условия по сравнению с другими отечественными производителями). А также – об изменениях фискальной нагрузки на юридические и физические лица (хотя она, судя по всему, будет повышаться – например, за счет налога на недвижимость, обязательных страховых платежей и т.д.).
Видимая уже сегодня бесперспективность предложенного «лечения» российской экономики через повышение инфраструктурных тарифов заставляет задуматься над тем, насколько оно соответствует поставленному «диагнозу». И над тем, насколько верен сам этот «диагноз».
Тарифом из-за угла
Аппетиты монополий поднимут волну инфляцииОбщественный резонанс этой акции не был перекрыт ни инаугурацией Дмитрия Медведева, ни утверждением Владимира Путина в должности премьер-министра, ни военным парадом в День Победы. В последний рабочий день перед отставкой правительство Виктора Зубкова приняло программу повышения базовых инфраструктурных тарифов на 2009–2011 годы.