Белорус Лука Муравицкий, отрезавший винтом своего самолета хвост фашистскому «Хейнкелю», несколько дней не дожил до вручения Звезды Героя

Таран в небе Ленинграда

Лука Муравицкий перед полетом
Лука Муравицкий родился в самый канун рокового для Российской империи Нового года — 31 декабря 1916-го. Страны, которая назовет его спустя четверть века своим героем, еще не было. А появился он на свет в деревне Долгое, ныне Солигорского района Минской области, в семье крестьянина, в которой было восемь детей. Наверняка про таких, как Лука, написал свое стихотворение «Хлопчык і лётчык» Янка Купала. Вот только не довелось ему вдоволь полетать в мирном небе…

В стихах и прозе

Если быстро растворился вражеский клин,

Пулеметы теплы от стрельбы,

И от сбитых горящих фашистских машин

Возникают на небе столбы,

И в испуге меняющий курс «Мессершмитт»

Не вступает в решительный бой,

А простроченный «Юнкерс» как свечка горит,

Оставляя дымок за собой,

И подстреленный «ворон» лежит вдалеке,

Винт отрублен и корпус пробит —

Значит, в первом звене на своем «ястребке»

Муравицкий в атаку летит...

Это стихотворение М. Матушевского, опубликованное в начале осени 1941 года в одной из армейских газет, было посвящено Луке Муравицкому. В альбоме «Герои Советского Союза Ленинградского фронта» рядом с его портретом лаконичной прозой подробнее описываются его боевые действия:

«Шел третий месяц войны... Старший лейтенант Муравицкий патрулировал на своем «ястребке» над железнодорожной станцией. Под крыльями самолета он видел железнодорожные составы. Снижаясь, различал двигавшихся около составов людей, разгружавших вагоны. Муравицкому поручено было охранять жизнь этих людей с воздуха. И он зорко вглядывался вперед, ярус за ярусом пробивая облака над станцией.

На высоте 2500 метров летчик встретил фашистский бомбардировщик: «Хейнкель-111» приближался к станции. Муравицкий повел «ястребка» в лобовую атаку на врага и ударил по передней кабине пулеметной очередью. «Хейнкель» не ожидал такой дерзкой атаки, развернулся на 180 градусов, сбросил бомбы на лес и стал уходить. Продолжая бой, Муравицкий ринулся за фашистом. А когда боеприпасы кончились, он на предельной скорости подошел вплотную к хвосту «Хейнкеля» и винтом нанес удар по рулю глубины вражеской машины. «Хейнкель» резко перешел в отвесное пике. «Кончилась бандитская жизнь! Больше не появится в небе», — с облегчением подумал Муравицкий.

Поврежденный тараном, его самолет плохо поддавался управлению, но советский летчик сумел вывести машину из штопора и благополучно совершил посадку в районе станции. Через три дня на восстановленном истребителе он уже совершал новые боевые полеты.

Истребитель И-153. На такой машине начал войну Лука Муравицкий

10 октября 1941 года Лука Муравицкий сопровождал группу бомбардировщиков. В районе Шлиссельбурга он вступил в неравный бой с тремя «Мессершмиттами». Один из них, подбитый, рухнул на землю. Но два «Мессершмитта» все еще продолжали вести огонь по «ястребку». Летчик был ранен, и машина, поврежденная огнем противника, плохо подчинялась ему. Несмотря на это, Муравицкий вышел из неравного боя победителем. Он привел свой самолет на аэродром и слег в госпиталь. А через десять дней снова был в воздухе и с еще большей яростью громил врага…»

Окрыленный мечтой

Кто из подростков 1930-х годов с чувством зависти и мечты не провожал взглядом летящий самолет? Окончив 6 классов, Лука оставил в деревне Долгое родителей, семерых братьев, сестер и подался в Москву. Работа слесарем на механическом заводе не из легких, но после напряженного дня паренек спешил в аэроклуб, где одновременно обу­чался в группах парашютистов и планеристов. Трудолюбивый, смекалистый, он быстро стал лидером среди начинающих летчиков, получил звание инструктора парашютного спорта. И на одном из массовых воздушных праздников в Тушино среди лучших авиаторов был представлен руководителям партии и правительства. Что, как вспоминают родственники Луки, запечатлели фотографии на страницах одной из центральных газет и журнала «Огонек». А осенью 1937-го по путевке столичной комсомольской организации юноша уехал в Борисоглебскую военную школу летчиков.

В начале войны Муравицкий летал на истребителе И-153, уступавшем немецким самолетам в скорости, огневой мощи. Анализируя первые воздушные схватки и потери, Лука с товарищами пришли к мнению, что им нужно отказаться от шаблона прямолинейных атак, а сражаться на виражах, в пикировании, на «горке», когда их И-153 мог набрать дополнительную скорость. Тогда же было решено перейти и на полеты двойками, отказавшись от установленного официальным положением звена из трех машин.

Памятник герою в деревне Долгое
Первые же полеты двоек показали их эффективность. Уже в конце июля 1941-го Лука Муравицкий и его звено, возвращаясь после сопровождения бомбардировщиков, встретились с шестеркой «Мессеров». Наши летчики первыми бросились в атаку, сбили ведущего группы. Противник, ошеломленный внезапным ударом, повернул обратно.

В одном из боев в районе Могилева Муравицкий был ранен, но очень скоро вернулся в родной полк.

За Аню!

С лета 1941-го Муравицкий сражался с гитлеровцами на дальних подступах к Москве. И когда в конце сентября поступил приказ выделить из полка 10 лучших летчиков для обороны Ленинграда, в числе отобранных оказался и он. Не один раз Лука сопровождал транспортные самолеты, доставлявшие в блокадный город боеприпасы, продукты. На его самолете красовалась надпись «За Аню!». Начальство приказывало —летчик стирал ее, но перед новым вылетом надпись появлялась опять. Когда рассерженный командир полка перед строем приказал Муравицкому немедленно очистить фюзеляж, Лука рассказал историю.

Аня была его любимой девушкой, они вместе трудились на «Метрострое», учились в аэроклубе, собирались пожениться. Однажды парашют девушки не раскрылся... Она готовилась стать летчиком, защищать Родину, поэтому он должен сражаться и за нее. Командир смирился.

В боях командира звена 29-го истребительного авиационного полка Луку Муравицкого отличали не только трезвый расчет и храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом. Не раз приходилось буквально дотягивать на избитой машине до своих войск. Так случилось, когда вылетели на разведку места сосредоточения танков, которые немецкое командование планировало в ближайшее время ввести в бой.

— Летели на бреющем полете вдоль дороги, — рассказывал потом Лука. — Видимость — хуже некуда. Но танки мы все же разыскали. Стал считать, да сбился — очень много их было. Пришлось заходить снова. Насчитал около 200. Пошли дальше в тыл. В одной деревне еще добрую сотню машин увидели. Все ясно: готовятся к наступлению. Развернулись на обратный курс. Появились немецкие истребители. Увязались за нами. На мой самолет насели три «Мессера». Одного сбил, от двух других еле отделался. Но тут забили зенитки. У самой кабины разорвался снаряд. Осколки попали в голову. Досталось и двигателю — он забарахлил, а над самой линией фронта заглох. Пришлось идти на вынужденную.

Приехавшие утром к самолету авиатехники только головами качали: как такую избитую машину можно было посадить, а летчику — выжить…

Дорисованная звезда


Скупая статистика кровавого 1941 года. С 13 июля по 22 октября Лука Муравицкий выполнил 109 боевых вылетов, в том числе 22 — на разведку, 10 — на штурмовку, 15 — на сопровождение, 62 — на прикрытие наземных войск. Провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 7 и в группе 5 самолетов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1941 года старший лейтенант Муравицкий Лука Захарович удостоен звания Героя Советского Союза. В полку уже готовились к торжествам в честь одного из лучших своих летчиков — в начале декабря на приеме в Кремле ему должны были вручить орден Ленина и Золотую Звезду Героя. Но высокие награды Лука Муравицкий получить не успел. В последний ноябрьский день он погиб при выполнении боевого задания на подступах к Ленинграду. И в альбоме «Герои Советского Союза Ленинградского фронта» художнику пришлось дорисовать Золотую Звезду на гимнастерке летчика.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter